Рецензия на фильм "Алиса в Стране чудес: визуальный карнавал" 2025 года
##Алиса в Стране чудес: Визуальный карнавал
Новая российская экранизация классики Льюиса Кэрролла, вышедшая в прокат осенью 2025 года, — это смелая попытка переосмыслить знакомый мир через призму отечественного мюзикла и ностальгии по советскому культурному наследию. Режиссёр Юрий Хмельницкий, известный по работам в телевизионном формате, берёт за основу не только оригинальную книгу, но и легендарный аудиоспектакль 1976 года на стихи Владимира Высоцкого и музыку Владимира Качанова. Результат — яркий, шумный, порой чрезмерно насыщенный аттракционами фильм, который хочется одновременно хвалить за амбиции и упрекать за отсутствие тонкости.
Сценарий Карины Чувиковой берет за основу не оригинальный текст Кэрролла, а культовый аудиоспектакль 1976 года, выпущенный фирмой «Мелодия» с песнями Владимира Высоцкого. Однако создатели идут дальше, создавая сложную рекурсию: это фильм по мотивам инсценировки по мотивам книги.
Главная героиня — Алиса Королёва (Анна Пересильд), современная московская пятнадцатилетняя школьница, переживает типичный подростковый кризис. Провалив важный экзамен (ОГЭ) и оказавшись в центре семейного конфликта между строгой матерью (Ирина Горбачёва) и более легкомысленным отцом (Милош Бикович), она сбегает от проблем в парк. Там, следуя за загадочным Белым Кроликом (Андрей Федорцов) и симпатичным одноклассником Костей (Олег Савостюк), Алиса попадает в странное альтернативное пространство — Страну чудес.
Ключевой особенностью этого мира является отсутствие времени, что метафорически отражает внутреннее состояние героини: без изменений нет эмоций, без эмоций — любви, без любви — вдохновения. Сюжет строится не на классическом линейном повествовании Кэрролла, а на путешествии Алисы через психоделические локации, где она сталкивается с антиподами — зеркальными отражениями знакомых людей. Её миссия — не просто вернуться домой, но и восстановить ход времени, запустив тем самым процесс перемен в застывшем мире.
Одна из заявленных сверхзадач создателей — превзойти Тима Бёртона по части «чудесатости». И надо признать, им это удаётся в хорошем и плохом смысле. Страна Чудес здесь — сплошной цифровой фестиваль: летающие острова, застывшие лавины, которые оживают от прикосновения, гигантские грибы, говорящие цветы и снежные вихри посреди лета. Оператор Максим Осадчий и художники-постановщики создают по-настоящему завораживающие картины, где каждый кадр хочется остановить и рассмотреть. Однако в погоне за wow-эффектом фильм порой теряет свое дыхание: слишком много всего, слишком ярко, слишком громоздко, слишком громко. Абсурд Кэрролла требует воздуха, а здесь его вытесняют спецэффекты и хореография.
Главный козырь картины — песни на стихи Высоцкого из того самого спектакля («Охота на волков» в аранжировке для Болванщика, «Баллада о борьбе», «Кони привередливые»). Они звучат свежо благодаря новым аранжировкам, но именно здесь кроется главная проблема: Высоцкий писал для взрослого, хриплого, иронично-трагического исполнения, а в фильме их поют молодые актёры с идеальными поп-голосами. Получается красиво, но теряется та самая надрывная интонация, которая сделала оригинал бессмертным. Лучшие номера — те, где сохраняется рок-н-ролльный драйв, особенно в исполнении Милоша Биковича (Болванщик), который пытается (и местами преуспевает в этом) передать энергетику Высоцкого.
Актёрский ансамбль демонстрирует крайне неравномерную игру. Анна Пересильд в роли Алисы, к сожалению, не справляется с нагрузкой главной героини. Её Алиса большую часть экранного времени проводит с отсутствующим выражением лица, угловатыми движениями и не передает ни детского любопытства, ни растерянности, ни решимости. Экранизация требует от актрисы прежде всего пластики и живости реакции, но здесь героиня выглядит зажатой и отстраненной.
В отличие от неё, Паулина Андреева в роли Герцогини/директрисы школы — бесспорная удача фильма. Её героиня нервна, обаятельна и естественна, а яркая мимика добавляет персонажу убедительности. Андрей Федорцов в образе Белого Кролика также получает лестные отзывы — его персонаж откровенно отрицательный, а не двусмысленный, как у Бертона, и Федорцов играет его с подкупающей самоотдачей.
Остальные звёздные исполнители существуют в некоем вакууме. Милош Бикович (папа/Шляпник) и Ирина Горбачёва (мама/Королева), будучи талантливыми актёрами, не создают на экране ни убедительной супружеской пары, ни страстных влюблённых в сказочной ипостаси. Их отношения лишены химии и выглядят искусственно. Сергей Бурунов (Гусеница) появляется эпизодически, и хотя его роль важна — именно он дает Алисе совет оставаться собой, — потенциал актера раскрыт не полностью.
Фильм аккуратно балансирует на грани семейного кино и «взрослых» тем: здесь есть и разговоры о свободе, и о борьбе с тиранией, и о принятии себя. Но в некоторых моментах чувствуется желание угодить всем сразу — и детям спецэффектами, и взрослым отсылками к Высоцкому, и государственному заказу «традиционными ценностями». Получается не всегда органично, но искренне.
В итоге «Алиса в Стране чудес» 2025 года — это не шедевр, который перевернёт представление о Кэрролле, но честная, дорогая, местами трогательная попытка рассказать знакомую историю по-русски. Шумная, перегруженная спецэффектами, иногда наивная, но в ней есть сердце и ощущение праздника. Для семейного просмотра в новогодние каникулы — почти идеально. Для тех, кто ищет тонкий абсурд и философскую глубину оригинала, — скорее любопытный эксперимент, чем откровение.