Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Сто лет тому вперед»: любовь и машина времени

«Сто лет тому вперед»: любовь и машина времени

30.05.2024

Как повезло Чебурашке и как не повезло Алисе Селезневой! Если фильм о милом ушастом зверьке «зашел» почти всем, кроме совсем уж желчных и придирчивых ценителей классики, то уже первые скриншоты из будущего фильма по мотивам романа Кира Булычева и его советской экранизации вызвали бурю негодования. Какими только нелестными эпитетами не награждали героиню, посмевшую оказаться почти взрослой девушкой, да еще и с короткими розовыми волосами! От фильма многие ждали чуть ли не опошления всего святого и надругательства над светлыми детскими воспоминаниями.

К счастью, этим мрачным предсказаниям не суждено было сбыться. В фильме Александра Андрющенко совершенно нет пошлости, отношения главных героев, пусть и сильно «повзрослевших» по сравнению с обоими первоисточниками, не идут дальше невинных поцелуев. Более того, Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) от унизительного и как раз весьма пошлого романа с «королевой школы» возвышается до настоящей и чистой любви, именно той, что «движет Солнце и светила». Так что даже его обидчики начинают что-то понимать.

Что до современных реалий и «прекрасного далека», то они просто не могли остаться прежними, раз у авторов не было задачи снять «ретро». Да, современные школьники вот такие – вечно «сидят» в телефоне и в наушниках, режутся в игрушки (получившие красивое название «киберспорт») и, по большей части, слабо понимают, зачем живут на свете. Но кто же в этом виноват, спрашивается?

Представления о будущем тоже изменились. Первый контакт с пришельцами авторы обставляют весьма иронично – похоже, Земля по своему развитию была достойна именно того, чтобы ее «открыл» заблудившийся космический курьер. Будущее тоже отнюдь не безоблачно – могучую галактическую федерацию едва не одолело не менее могучее пиратское «братство», и спасать вселенную выпало, конечно же, землянам…

И сюжет фильма куда менее детский. На смену пусть злым и жестоким, но довольно-таки смешным космическим пиратам Булычева пришли весьма серьезные противники. Весельчак У – вовсе не толстячок, а умелый боец, а Глот (сдержанно и эффектно сыгранный Юрой Борисовым) обладает куда более зловещими суперсилами, чем способность хорошо маскироваться.

Да и вместо читающего мысли девайса на кону артефакт, способный воздействовать на пространственно-временной континуум. Что позволяет вполне по-взрослому задуматься о времени и о месте человека в его потоке. Никакого «Института времени», кстати, нет и в помине, время из того, чем можно запросто манипулировать, превратилось в полумистическую силу, которая разве что милостиво позволяет с собой поиграть – и то временно, пардон за тавтологию, причем, если заиграешься и слишком возомнишь о себе, то пиши пропало.

Развитие характеров персонажей тоже дано по-современному и по-взрослому, не только положительных, но и отрицательных. Весельчак У (Александр Петров), «кинутый» Глотом, постепенно становится намного человечнее, а Коля Герасимов приходит к мысли, что для того, чтобы менять будущее, не нужны никакие артефакты – нужно просто жить со смыслом и думать не только о себе. Пожалуй, наименее интересной получилась, увы, именно Алиса (Даша Верещагина) – хотя и она от детского желания вернуть родителей «вырастает» до борьбы за судьбу Земли и целой Галактики.

Разумеется, «Сто лет тому вперед» отнюдь не является каким-то прорывом в отечественной фантастике. Фильм достаточно вторичен, даже подчеркнуто вторичен – в нем можно разглядеть немало «пасхалок», отсылок и перекличек, намеренных или случайных. Например, в Глоте можно увидеть нечто от Векны из «Очень странных дел», в Весельчак У вполне бы прижился в мире «Безумного Макса», пусть и толком не умеет водить земную машину.

Построенный на временных парадоксах сюжет не блещет логической стройностью (как и большинство подобных сюжетов), иногда кажется, что он просто сочиняет сам себя на ходу. Но послевкусие от фильма остается приятное, он не выглядит чем-то, снятым просто ради развлечения или только как ностальгический трибьют.

Хочется лишь пожелать отечественной кинофантастике почаще отталкиваться от стеночки сделанного предшественниками и «конкурентами», стать посмелее и самостоятельнее. Ведь даже у робкого «ботана» Фимы Королева в фильме это получилось.