Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии Рецензия на фильм "Семь дней Петра Семеныча: жизнь продолжается!" 2025 года

Рецензия на фильм "Семь дней Петра Семеныча: жизнь продолжается!" 2025 года

Семь дней Петра Семеныча: жизнь продолжается!

26 сентября 2025 года после долгой болезни ушел из жизни режиссер Тигран Кеосаян. За полгода до этой печальной даты на Московском Международном кинофестивале был представлен фильм Семь дней Петра Семеныча. Фильм представила автор сценария и супруга режиссера Маргарита Симоньян, а зрители встретили его долгими аплодисментами – не просто в знак поддержки находившемуся в коме автору, а вполне заслуженными и искренними. Грустно, когда лучший фильм режиссера оказывается последним. С другой стороны, наверное, на такой ноте и стоит уходить.

Так вышло, что фильм посвящен подведению жизненных итогов. Петр Семенович, пожилой и одинокий курортный абориген, ждет подтверждения или опровержения смертельного диагноза, до вердикта маститого профессора – те самые семь дней.

Похоже, смерть не очень пугает героя Федора Добронравова – за плечами почти 70 лет, полных далеко не только радостными событиями. Да и в последние дни жизнь, как говорится, бьет ключом, да все по голове: своевольного и неуживчивого старика, любителя побороться за справедливость, гонят с насиженных мест и не дают рыбачить, а внезапно вернувшейся из Турции давно запропавшей развеселой дочке нужен явно не отец, а земля под его домишком «по цене черной икры». Постепенно доведенный до предела Петр Семеныч приходит к мысли, что терять ему, в общем-то, нечего…

Хотя фильм причислен к жанру комедии, смешного в нем не так уж и много – это, скорее, смех сквозь слезы, трагикомедия как она есть. В ленте ощущаются шукшинские нотки – такой же неприкаянный, выпадающий из общего уклада герой, такая же немного абсурдная, с горьковатым привкусом грусти атмосфера вокруг. Хотя в кадре царит южное лето, на душе у героя осень. И так же неприкаянно бродят вдоль кромки моря попавшие, как павлины в ощип, застрявшие в чужом пиру артисты оперетты в уже изрядно помятых нарядах – для них тянется и тянется унылый «несезон».

Хотя в фильме немало сатирических моментов, к счастью, все далеко не сводится к бичеванию социальных язв. Да, цены растут, а запреты множатся, но есть люди, готовые поддержать и помочь. Да, вокруг многовато «уважаемых людей», которым закон, кажется, не писан, но и на них находится управа – не земная, так небесная. И вообще – прежде чем вершить суд, может быть, просто стоит поговорить с тем, кого заочно возненавидел до зубовного скрежета – вдруг у вас одно одиночество и одна тоска на двоих? Ночная сцена на причале, в молчаливом присутствии так и не выстрелившего ружья и ведерка с раками – настоящий маленький шедевр.

Картина проникнута подлинным христианским духом, хотя здесь нет никаких елейных рассуждений о милосердии о всепрощении. Но главный герой каждую ночь, засыпая, отчаянно твердит «Отче наш», единственную, похоже, молитву, которой научил его когда-то на зоне священник, такой же заключенный, как и он. И неизвестно, не она ли удержала его от непоправимых шагов? Не она ли заставляет помогать другим, не требуя благодарности? И сцена, где Петр Семеныч, сперва решивший вычеркнуть непутевую дочь не только из своей жизни, но и из памяти, возвращает по крайней мере ее детское фото обратно в рамку стоит любых проповедей.

Финал такой же открытый и неопределенный, как и любая жизнь, которая еще не кончена. Нет, на Петра Семеныча не свалилось неожиданное богатство или большая любовь – даже дочерняя. Он даже еще не узнал о том, что свидание со смертью откладывается. Но отчаяние и озлобление ушли, семь прожитых дней изменили его – ведь меняться никогда не поздно. Вырваться из темноты на душе – почти то же самое, что выйти на волю из тюремных стен. И можно плясать под шум прибоя и усталую музыку заезжих артистов, переквалифицировавшихся в уличных «лабухов», подставляя лицо солнцу. А сколько там еще дней, месяцев или лет впереди – так ли уж важно?

Комментарии к статье

Комментарии пока отсутствуют...
Оставьте свой комментарий