Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии Рецензия на сериал "Атом" 2025 года

Рецензия на сериал "Атом" 2025 года

Атом: о приручивших смерть во имя жизни

Все-таки сложно не заметить, что современный российский кинематограф из серой полосы с отдельными яркими вспышками уверенно превращается в нечто, что можно смотреть без опаски, ожидая увидеть если не шедевр, то что-то, на что не жалко потратить время и деньги. И сериалы тут предсказуемо оказались в авангарде – их делается много, они не так дороги, как фильмы для большого экрана, и на них режиссеры и актеры быстро нарабатывают драгоценный опыт. К тому же в формате сериала можно раскрыть темы, которые туго влезают даже в два с половиной часа экранного времени.

Сериал Атом режиссера Нурбека Эгена – попытка раскрыть очень интересную, славную и практически не затронутую советским кинематографом по причинам сохранявшейся секретности страницу нашей истории – создание отечественной атомной бомбы. Да и времена юбилейные настали - 80 лет со времени создания американской атомной бомбы, а затем и единственного в истории ее использования и 80-летие атомной промышленности в России. Голливуд уже отметил приближение своей даты фильмом Оппенгеймер Кристофера Нолана, наши же кинематографисты выбрали более развернутую и «заземленную» форму. При этом, по словам генерального продюсера и исполнителя одной из главных ролей Алексея Гуськова, никакой «наш ответ Оппенгеймеру» не планировался.

В самом деле, слишком разные эти произведения – и по форме, и по содержанию. Прежде всего, сериал Атом – не байопик. Не амбивалентная ода гению-индивидуалисту, почти социопату, с явственными нотками проклятия, а спокойный рассказ о ежедневном научном и человеческом подвиге. Если это и портрет, то коллективный – и людей, работавших над нашим атомным проектом, и страны в ту трудную эпоху. Здесь нет одного главного героя, даже академик Курчатов в исполнении Юрия Чурсина – всего лишь один из многих. Его внутренний мир и частная жизнь как раз наименее раскрыты и проявляется его личность – очень незаурядная даже на экране – только во взаимодействии с другими: с сотрудниками-соратниками, с представителями НКВД, с которыми отношения натянутые и рискованные, но и с ними тоже вполне удается найти общий язык на основе общего дела. Курчатов показан не только как интеллектуал, но и как по-настоящему мудрый человек.

Рецензия на сериал "Атом"

Генератором открытий в команде показан Григорий Фролов (его сыграл Илья Малаков). Это собирательный образ ученого-атомщика, и биография реального участника атомного проекта Георгия Флёрова отразилась в ней лишь отчасти. Фролов – живой человек, максимально не похожий как на парящего над миром гения, так и на днем и ночью думающего лишь о своей стране плакатного патриота. Фролов поначалу вообще больше похож на «гражданина мира» и лишь угроза ядерного кошмара заставляет его оставить иллюзии (карикатурой на него прежнего и моральным антагонистом предстает немецкий физик-аристократ с пачкой писем о готовности служить любому из победителей, кто успеет первым). Что до восторга творческих озарений, то это у Фролова-Малакова вполне человеческая радость, понятная каждому или почти каждому. И любовь его земная, человеческая, совсем не похожая на мистический «священный брак». Кстати, интимные сцены в сериале даны максимально целомудренно.

Невероятно живым и симпатичным вышел в сериале куратор от НКВД Всеволод Замятин, сыгранный Алексеем Гуськовым (его прототипом стал Авраамий Завенягин, в реальности курировавший атомный проект, настоящий подвижник индустриализации, рано ушедший из жизни). И это своего рода прорыв в нашем кинематографе, где за десятилетия сложился штамп, зеркалящий более раннее и столь же примитивное, представление о сотрудниках «царской охранки». Умение Замятина находить общий язык с самыми разными людьми, отчаянно балансировать буквально на волоске над пропастью ради успеха дела, привычка отдавать этому делу всего себя без остатка, его горькая поздняя любовь к бывшей ссыльной не могут оставить зрителя равнодушным. Не говоря уж о том, что без людей в синих фуражках советский атомный проект не мог бы состояться. Даже Берия в блестящем исполнении Гурама Баблишвили выглядит куда сложнее и интереснее привычного карикатурного монстра. При этом тема репрессий в сериале вовсе не замылена, как и грязные карьерные игры в среде спецслужбистов, для участников которых человеческие судьбы – пыль на ветру.

Рецензия на сериал "Атом"

Конечно, законы жанра диктуют свою волю, и создатели сериала не удержались от искушения добавить немного перца в и так отлично приготовленное блюдо. Отсюда некоторый перебор с драматическими ситуациями, особенно в последней серии, и шпионская линия, увы, самая слабая и заштампованная во всей истории, несмотря на отличную игру Ани Чиповской. Все же думается, что даже массовый зритель вполне может понять напряженность и моральную сложность работы разведчика и без отравленного шампанского и перестрелок. Но это мелочи, которые не могут испортить общее впечатление.

Все же никак невозможно удержаться от сравнений с оскароносным Оппенгеймером. То, что сразу бросается в глаза – создатели отечественного ядерного оружия, а затем и мирного атома вовсе не были какими-то сверхчеловеками, не являются они таковыми и на экране. И уж точно никто из них не мечтал стать «разрушителем миров», напротив, они трудились с запредельным напряжением, чтобы остановить катастрофу, и ради этого на них работала вся страна. Сериал Атом очень наглядно объясняет, почему наша атомная бомба до сих пор ни разу не была «испытана» на живых людях.

Рецензия на сериал "Атом" 2025

Комментарии к статье

Комментарии пока отсутствуют...
Оставьте свой комментарий