«Майор Гром. Игра»: свой в доску герой и чужие правила
Комиксы так долго считались в нашей стране чем-то если не «вражеским», то чужеродным, что попытки пересадить их на нашу почву казались обреченными на провал. В конце концов издательству Bubble вроде бы удалось преодолеть это предубеждение и создать свою яркую и оригинальную вселенную. Ну, а потому экранизация была лишь делом времени.
О майоре полиции Игоре Громе снято уже три с половиной фильма. Он супергерой, но необычный, потому что, в отличие от подавляющего большинства зарубежных супергероев не находится вне закона или над законом, а служит ему напрямую, пусть и предпочитает ходить не в форме, а в штатском, с несколько раздолбайской старомодной кепкой на голове. Это что-то очень наше, родное – дядя Степа, о котором каждый читал в детстве, ведь тоже, по сути, супергерой!
Конечно, полицейский из комиксов по закону жанра расследует не банальные кражи и даже убийства, а более громкие и экзотические дела. В предыдущей части приключений майора Грома («Трудное детство» все же стоит особняком) герой боролся с таинственным линчевателем Чумным Доктором, «лечившим» социальные язвы огнеметом. В отличие от комиксов о Бэтмене, мститель в маске оказывается злодеем и безумцем с раздвоением личности, а город спасает, пусть и выдающийся, а полицейский.
В новом фильме ситуация меняется. Из служителя закона Игорь Гром постепенно превращается в героя-одиночку, купающегося в лучах славы и действующего по собственному усмотрению, хоть и весьма успешно. Его восхваляют блогеры, осаждают журналисты, о нем даже снимают кино! Похоже он, как говорится, слегка «поймал звездочку», и наказание не заставляет себя долго ждать. Террорист под кодовым именем Призрак сеет ужас в городе, уничтожая главные символы Петербурга и репутацию Грома – изобретательный враг выставляет его полным идиотом и фриком.
Несмотря на это, ему все же придется остановить злодея, у которого на него явно персональный «зуб», и спасти город – или погибнуть…
Фильм, при всей увлекательности и хорошем качестве съемок, оставляет несколько противоречивое впечатление. Возникает чувство, что авторы попытались объять необъятное и вставить в два с половиной часа события, достойные целого сериала.
В итоге многие персонажи остались недораскрытыми, а некоторые вообще выглядят пятым колесом в телеге, как, к примеру, оружейный магнат Август ван дер Хольт, которого, похоже, вставили в сюжет просто как «мостик» к планируемому сериалу о Красной Фурии. Возможно, положение немного исправит расширенная цифровая версия, но это все же некоторый «читинг».
У поклонников комиксов наверняка будут свои претензии к фильму, ведь он снят сильно «по мотивам». Есть большие отличия в судьбах ключевых персонажей, да и кульминация выстроена вовсе не вокруг зловещей шахматной партии, где «съеденные» фигуры означают смерти реальных людей.
Это понять можно – то, то хорошо смотрится в виде статичных картинок, в кино выглядело бы скучновато. Но вот заменившая шахматы атака дронов вместо драматизма и саспенса создала всего лишь суету, где гибнут статисты, которым мы не мотивированы как-то особо сочувствовать и ужасаться их смертям. Это выглядит не как изощренная дьявольская месть, призванная растоптать конкретного человека, а как еще одна выходка террориста. С «дьявольщиной» вообще большие проблемы.
Мультяшная вставка с Птицей, сущностью, которой временами одержим главный антагонист, совершенно не убедительна, как и нечто пернатое, мелькающее в его видениях. Еще более неубедительны моменты, когда эта сущность проявляется и действует в человеческом теле, ничего потустороннего или даже «птичьего» в словах и жестах персонажа в этот момент не просматривается.
Напрягает и явная вторичность некоторых моментов. Ван дер Хольт (Матвей Лыков) с самого начала выглядит как злодейская версия Железного человека, а его явление в навороченном костюме вызывает и вовсе комический эффект. Ситуация, в которой оказывается главный герой слишком похожа на мотивы из «Темного рыцаря», и не заставляет задуматься ни о чем новом – разве что наводит на мысль, что в таком коллективном деле как защита закона «мы» важнее, чем «я».
И все же фильм состоялся. Некоторые герои – такие как начальник полиции Прокопенко (Алексей Маклаков) и очень сильно выросший как личность Дима Дубин (Александр Сетейкин) выглядят по-человечески достоверными и убедительными, некоторые – как матерый уголовник в тюрьме (Евгений Чеботков) или телохранитель Хольта Отто (Андрей Трушин) – занятными и колоритными.
Очень интересен зловещий психиатр а исполнении Хабенского. Особенно же удался Петербург, пусть и немного «подредактированный» но очень узнаваемый и, без преувеличений, являющийся одним из полноправных действующих лиц. Хочется пожелать авторам поменьше оглядываться на зарубежных коллег и не пытаться доказывать, что могут сделать «не хуже». Лучше попробовать сделать максимально хорошо «по-своему» и тогда, возможно, не нужно будет подпираться костылями отечественных мемов и «пасхалок», которых в фильме как-то многовато.