Сегодня отмечается столетие со дня рождения легендарного актёра Пола Ньюмана.
Юбилей великого Ньюмана: столетие рождения легенды кино
26 января отмечается особая дата — ровно сто лет со дня появления на свет знаменитого американского артиста, режиссера, продюсера и сценариста Пола Ньюмана. Этот выдающийся творец считается одним из основных опор Голливуда, а его невероятные голубые глаза навсегда вошли в анналы киноистории как символ красоты и харизмы.

Пол Ньютан Ньюман появился на свет 26 января 1925 года в родном городе Кливленд, штате Огайо. Его отец, Артур Самуил Ньюман, был еврея, а мать — Терезия Фецкова, происходившая из маленького словацкого села Птичье, что ныне входит в район Гуменне в Словакии. Во время Второй мировой войны он служил в военно-морском флоте, а после её окончания унаследовал у отца небольшой магазин спортивных товаров. Однако, распродав семейное имущество, он решил продолжить свою творческую карьеру и в 1947 году поступил в Йельский колледж актерского мастерства. В течение 1952–1958 годов он начал появляться в телесериалах и на сцене Бродвея, делая первые шаги в актёрском ремесле.
Взлеты и падения Ньюмана: путь к славе
Первое крупное появление на киноэкране Ньюмана в исторической драме «Серебряная чаша» встретилося с прохладным приемом критиков, которые отвергли его работу, а сам актер позднее назвал этот проект одним из худших, созданных в пятидесятые годы. Однако настоящий успех пришел в 1956 году, когда он вдохнул жизнь в образ боксера Роки Грациано в фильме «Кто-то там наверху любит меня». Молодой исполнитель быстро сравнивали с легендарным Джеймсом Дином, потерянным молодым богом кино.
Следующий этап карьеры — участие в фильме «Долгое жаркое лето», во время которого Ньюман начал роман с актрисой Джоанн Вудворд, недавно удостоенной «Оскара» за лучшую женскую роль. Их отношения со временем переросли в брак, и пара часто работала вместе, радуя поклонников совместными появлениями на экране.
В 1957 году его роль в «Долгом жарком лете» получила признание студий и критиков: он был удостоен награды на Каннском кинофестивале. В следующем году на экраны вышла знаменитая адаптация пьесы Теннесси Уильямса — «Кошка на раскаленной крыше». В этой картине Ньюман выступил вместе с Элизабет Тейлор, и их совместная работа была отмечена номинациями на «Оскар». Хотя победа ускользнула от них, Ньюман подтвердил свою популярность, сыграв в таких фильмах, как «С террасы» и «Исход».
Его дальнейшие проекты — криминальный триллер «Мошенник» и вестерн «Хад» — также были встречены с интересом публики и критиков, а за работу в последнем он вновь был номинирован на престижную награду.
Звездные Перипетии и Борьба За Искусство
В 1960-х годах наш герой использовал свой гламурный статус для поддержки идей Демократической партии, выступая за преодоление расовых разногласий в США. Эти политические взгляды привели к тому, что он попал в список двадцати личных врагов президента Никсона, что добавило пикантности его карьере. В это время он стал появляться на съемочной площадке реже, предпочитая проводить свободное время за рулем на автогонках.
В 1962 году он вновь засветился на киноэкранах, исполнив роль в экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности». А в 1966-м он выступил в роли в фильме Альфреда Хичкока «Разорванный занавес». В том же году он вместе с супругой создал фильм «Рэйчел, Рэйчел», за который удостоился престижной награды «Золотой глобус» в категории режиссура. После яркой роли в боевике «Хладнокровный Люк» он получил четвертую номинацию на «Оскар».
Два года спустя он снялся вместе с Робертом Редфордом в историческом кассовом фильме о вестерне — «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Еще через четыре года их творческий дуэт обновился в картине «Афера», которую критики признали лучшим фильмом года и которая удостоилась премии «Оскар». В этот период он вместе с Барброй Стрейзанд основал собственную студию, созданную для защиты прав актеров и интересов творческих профессионалов, а не крупного бизнеса.
На протяжении следующих двадцати лет Ньюман неутомимо погружался в творческие эксперименты. В середине 1970-х он сотрудничал с режиссерами Джоном Хьюстоном, создавая такие фильмы, как «Жизнь и времена судьи Роя Бина» и «Человек Макинтоша», а также с Робертом Олтманом, работая над лентами «Буффало Билл и индейцы» и «Квинтет». После трагической потери сына из-за злоупотребления наркотиками он посвятил значительную часть своей жизни благотворительности, пожертвовав свыше 200 миллионов долларов на благие дела. В 1986 году после шестой попытки он наконец получил долгожданный «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег». За год до этого Американская академия киноискусства отметила его почетной наградой за выдающиеся достижения в кинематографе, а в 1994 году признала его заслуги еще одной специальной премией. За свою насыщенную карьеру он поставил семь собственных фильмов и воплотил на экране 85 ролей, как в кино, так и на телевидении. Среди самых ярких работ — «Ад в поднебесье», «Немое кино», «Удар по воротам», «Без злого умыса», «Вердикт», «Мистер и миссис Бридж», «Зицпредседатель», «Послание в бутылке» и «Проклятый путь». Помимо актерства, он озвучил Док Хадсона в «Тачках» и снялся в картинах «Иногда великая идея…», «Влияние гамма-лучей на поведение маргариток», «Гарри и сын» и «Стеклянный зверинец».

В июне 2008 года Пол Ньюман узнал о своем диагнозе — рак легких. Несмотря на тяжелое испытание, он боролся с болезнью, но 26 сентября того же года жизнь великого актера и филантропа оборвалась в его доме в Уэстпорте, штат Коннектикут, ему было 83 года. За свою выдающуюся карьеру Ньюман получил признание в виде 38 престижных наград, среди которых шесть «Золотых глобусов», премии BAFTA, «Давид ди Донателло», «Эмми» и приз Берлинского кинофестиваля. Его имя увековечено звездой на легендарной Аллее славы. Пять из шести его детей тоже сделали карьеру в кино, продолжая семейное наследие.