Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Дюна: Часть вторая»: достоверность фантазии

«Дюна: Часть вторая»: достоверность фантазии

29.05.2024

Своеобразное проклятие сиквелов состоит в том, что им очень непросто даже сравниться с оригинальной картиной, не то, что превзойти ее. «Вау-эффекта» ждать уже не приходится, лучшие сцены растащены на скриншоты, характеры основных персонажей более-менее раскрыты, так что зрителя уже крайне трудно чем-то удивить. Но второй «Дюне» удалось совершить почти невозможное: фильм оказался увлекательнее и ярче первой части.

Возможно, потому что, как подчеркивает сам Дени Вильнёв, это не сиквел, а продолжение единой эпопеи. И логично, что именно в продолжении, завершающем сюжет первой книги Фрэнка Герберта, сосредоточились самые острые и важные события. Но секрет успеха не только в этом.

По тому, как сделан фильм, видно, что работали над ним с полной отдачей, желая создать предельно достоверное сочетание фантастической экзотики и живых характеров. Настолько цельное зрелище можно создать только если в команде царит полное взаимопонимание и стремление достичь во всем максимального результата. Сложно сказать, чей вклад был больше – режиссера, художников, операторов или актеров, хотя в фантастической эпопее «картинка» и технические детали, без сомнения, очень важны.

Для того, чтобы сделать сюжет более динамичным, а развитие характера Пола Атрейдеса драматичнее, Вильнёв избавился от двухлетнего перерыва в сюжете. В результате, у Пола и Чани не было сына, а сестра Пола Алия до самого финала так и не родилась. В итоге Пол выглядит куда более активным и самостоятельным и в творении своей судьбы, и в справедливой мести, и в борьбе за будущее Арракиса.

Мы видим как постепенно скромность, рациональность и отвращение к манипуляциям сменяются в нем амбициозной готовностью рисковать многим и многими и использовать – как ему кажется, во благо – ту ложь, которая была посеяна на несчастной планете задолго до его рождения. И пока что все выглядит так, словно бы у него это получается – зло наказано, а фримены объединены и вдохновлены на борьбу и победу.

Вот только единственный человек, который любит Пола как Пола, а не как мифического Махди и будущего Императора, покидает его и возвращается в пустыню (здесь еще одно отличие фильма от книги).И это не слишком добрый знак…

Что касается зла, то оно показано действительно впечатляюще. Если в первой части мы уже получили некоторое преставление о зловещих Харконненах, то теперь их можно увидеть «во всей красе» у себя дома. Мрачный мир под «черным солнцем», убивающим своими лучами все цвета, где даже праздничный салют напоминает чернильные кляксы, да и праздники не имеют ничего общего с радостью.

Психопат Фейд-Раута, в каком-то смысле совершенный в своей ненормальности хищный двуногий зверь или ящер – «достойный» сын своего чудовищного отца, воплощения жадности и коварства, не способного даже передвигаться без специальных устройств и корсета.

Но сложно сказать, кто пугает больше – Харконнены или сестры Бене Гессерит, веками лгущие и соблазняющие ради «великой цели». И у Пола Атрейдеса по их милости в жилах тоже течет ядовитая кровь, бороться против ненавистных родственников ему приходится при помощи ядовитых цветов фанатизма и даже раскрыть внутреннюю силу ему помогает смертельный яд.

Может показаться, что для добра в этом ожесточенном мире вообще нет места, но оно как-то выживает, словно крохотная пустынная мышка. Продолжает жить мечта о зеленом рае на месте бесплодных песков. И живет бескорыстная искренняя любовь, пусть и отвергнутая и оскорбленная.

Изобразительный ряд фильма удивительно гармоничен, и, при всей масштабности эпических батальных сцен, сдержан. Здесь нет экстравагантных нарядов, красок и прочих картинных эффектов, как, например, в экранизации Дэвида Линча. Каждый кадр и мизансцена точно выверены.

Многие сцены сняты на натуре, даже те, для которых вполне подошел бы павильон – например, в «роли» покоев императорского дворца выступает реальное здание в Италии, а в сцене поездки на Шай-Хулуде, который, разумеется, был потом создан при помощи компьютерной графики, в лицо герою летит настоящий песок. И именно достоверность фантастического позволяет зрителю полностью погрузиться в происходящее и не выпадать из захватывающей экранной реальности до самого финала.