«Чемпион мира»: шел за корону смертный бой
Возможно, многим шахматистам фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» не понравится. Это непростая задача – рассказать о шахматном мастерстве высшего уровня тем, кто в лучшем случае знает, как ходят фигуры, а таких среди зрителей большинство. Наверное, даже о музыке и музыкантах рассказывать легче, ведь музыка все-таки затрагивает эмоции. Компьютерная графика помогла здесь добавить драматизма и сделать процесс игры эмоционально заряженным.
Может показаться, что создатели фильма даже переборщили с анимацией – заставка фильма напоминает что-то из фэнтези. Но по ходу дела становится ясно, что эта яростна рубка предваряет историю о поединке между Анатолием Карповым и Виктором Корчным за мировую шахматную корону не случайно.
Матч Карпов – Корчной на Филиппинах в 1978 году был не просто одним из крупнейших событий в мире спорта. Поскольку в обычном мире продолжалась «холодная война», ситуация, когда действующим чемпионом был советский шахматист, молодой, к тому же получивший корону «технически», без борьбы, а претендентом – тоже бывший советский гроссмейстер-невозвращенец, опытный шахматный боец, к тому же имеющий на бывшую родину большой зуб, не могла не вызывать далеко не только спортивный интерес.
Собственно, фильм как раз об этом – о спорте и о том, что мешает спорту. О политике и болезненных амбициях, способных превратить даже самый благородный поединок интеллектов во что-то вроде ярмарочных петушиных боев.
Ради более выпуклой демонстрации этого неспортивного поведения как со стороны отдельных личностей, так и государств, Сидоров прибегает к гротеску на грани и даже за гранью «клюквы», щедро добавляя художественного вымысла. Можно спорить, восхваляет режиссер Советский Союз, как показалось некоторым рецензентам либерального толка, или «опускает» его, рисуя партийных и спортивных функционеров черной краской. С одной стороны, гонения на Корчного показаны очень мягкими – всего-то продернули в прессе, денег недоплатили, а он взял и эмигрировал.
С другой, председатель комитета по физкультуре и спорту в исполнении Владимира Вдовиченкова похож на дракона, который готов сожрать Карпова при первом промахе, а его самого грозит проглотить монстр покрупнее - сам недовольно шевелящий бровями Леонид Ильич (Филиппенко). Еще очень много паранойи и обвинений с обеих сторон, часто абсурдных и вызывающих смех, мутные истории вроде змеи в номере, экстрасенсов и йогов в зале, злодейски стрекочущих под утро газонокосилок…
В итоге уже не хочется разбираться, кто обрушил больше бреда на голову «вражеской» команды, просто растет и крепнет понимание, что такому в спорте и даже около него категорически не место.
Не место в нем и болезненному эго, которое мучает Корчного в трактовке Сидорова и Константина Хабенского. Если Карпову, очень искренне сыгранному Иваном Янковским, кроме политического давления и чрезмерно большой ответственности перед болельщиками мешают обычные человеческие проблемы – разлад с женой, смертельная болезнь отца, – то Корчной Хабенского похож на падшего ангела.
Он, как и Бобби Фишер, из тех, кто считает себя высшими существами, только вот крылья его травмированы и болят, хотя и не утратили силы. Его грызет обида и злость, которые заставляют его кривляться и чудить. Но чем больше он юродствует, тем больше сострадания к нему испытываешь и понимаешь, что он вовсе не бес с картинки, а тоже всего лишь человек, трагически одинокий, которому очень и очень несладко. Он сам оборвал все связи с домом и теперь воюет сам за себя, пытаясь кому-то отомстить и что-то доказать. Но музы, в том числе и Каисса, не благоволят обиженным.
К сожалению, с конца 70-х ровным счетом ничего не изменилось. 30 лет как нет СССР, но политический мотив в спорте звучит все громче и громче. Чемпионаты и Олимпиады все больше напоминают не полное напряжения и здорового азарта соревнование лучших человеческих качеств, а войну без выстрелов, в которой все средства хороши. Но даже в таких условиях можно бороться и побеждать честно. И оставаться человеком, даже если тебе кажется, что ты играешь с самим дьяволом.
Главное – не продавать душу.