Барби: счастье быть настоящим
Парадоксально, но факт – фильм Барби смотреть «целевой аудитории» Mattel совершенно бессмысленно. Начать с того, его рейтинг – PG-13, а в этом возрасте девочки уже перестают играть в куклы. И даже у родителей, присматривающих дочке красивую пластиковую «подружку», возникнет слишком много философских вопросов, отвлекающих от приятного шопинга. Впрочем, как говорится, все реклама, кроме некролога, а хоронить любимую куклу нескольких поколений точно еще рано.
Режиссер Грета Гервиг пробует на зуб весьма «горячие» концепции – прежде всего, конечно, гендерного равенства и взаимоотношений полов. Вокруг этой темы копья ломаются веками, однако, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Режиссер убедительно показывает, что любые перегибы тут способны привести к несправедливости и хаосу. На первый взгляд может показаться, что в начале фильма имеет место обычный «перевертыш», который не раз встречался в ироничной фантастике: Барбиленд – своеобразная «планета женщин», где мужчинам-Кенам отведена роль «украшения», чуть ли не аксессуара. А вот в реальном мире, куда попадают главные герои – «стереотипная Барби» (Марго Робби) и «пляжный Кен» (Райан Гослинг) все обстоит (по крайней мере, на взгляд потрясенного и очарованного Кена) с точностью до наоборот – всем управляют мужчины! Пока Барби пытается решить проблему своей внезапной прогрессирующей неидеальности, Кен сбегает обратно в Барбиленд и превращает его в карикатурное царство патриархата, так что Барби и ее сестричкам, вместе с новыми подругами из мира людей, приходится устраивать целый заговор, чтобы вернуть себе власть. Казалось бы, все вернулось на круги своя, но, пройдя через такие потрясения, обе стороны уже вряд ли смогут жить по-прежнему – стереотипно и пластмассово. Того гляди, какой-нибудь из Барби действительно придется совершить открытие, чтобы получить Нобелевскую премию, Барби-президенту – научиться хоть чем-то управлять, а кто-то из Кенов в самом деле сделается программистом, кинокритиком или хотя бы научится плавать… Когда-нибудь и до настоящего равенства возможностей дело дойдет – не только в сказочном Барбиленде, но и в реальном мире, ведь от простой перемены мест количество несправедливости не меняется. Ну и пару каждый будет искать себе если ему действительно это нужно, а не просто потому, что спутник жизни по определению «входит в комплект».
Еще одна важная тема фильма – так называемые «взрослые концепции», которые обычно повышают рейтинг всего подряд, а потому их стараются избегать, по крайней мере, в счастливом и идеальном кукольном – или рекламно-глянцевом, что одно и то же – мирке. Здесь не только все мечты сбываются без всякого труда, но нет ни головной боли поутру, ни целлюлита, ни скисшего молока, ни слишком холодной воды в душе, не говоря уж о депрессии или – о ужас! – мыслях о смерти. Но ведь именно способность преодолевать трудности, извлекать из них уроки и развиваться отличает человека от пустоголовой пластмассовой куклы. А еще – готовность самому выстроить свою уникальную жизнь и отважно прожить ее до самой «концовки», находя свою красоту в каждом ее этапе, даже самом последнем. Хотя, конечно, «депрессивная Барби» в вечном неопрятном халате – это уже перебор…
Касается фильм – пусть и краешком – и концепции Бога, о чем в гламурном контексте тоже не очень принято говорить. Как кукла создана по образу и подобию человека, то и у человека тоже, возможно, есть свой образец. А раз уж ты творение чьей-то мечты, то теперь твой черед мечтать и творить. И выбор, кем быть – почти божеством, обладающим свободой воли, или куклой, которой вечно играют чьи-то невидимые руки – тоже полностью твой. Разумеется, фильм Барби не идеален (а что в реальном мире идеально?). Некоторые моменты кажутся слишком затянутыми, как, например, эпичная «битва» Кенов, а некоторые идеи подаются слишком «в лоб». Но главное в том, что эта легкая и остроумная сказка заставляет задуматься о серьезных вещах и выкинуть из головы некоторые «зомбирующие» установки. А этим многие куда более «серьезные» произведения на животрепещущие темы частенько похвастаться не могут, всего лишь пытаясь заменить одни «пластмассовые» стереотипы на другие.