Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Вызов»: непарадные герои на фоне космоса и хайпа

«Вызов»: непарадные герои на фоне космоса и хайпа

04.06.2024

Пожалуй, мало какая отечественная картина последних лет порождала столько шума и противоречивых мнений, как «Вызов» Клима Шипенко с Юлией Пересильд в главной роли. Сначала была очень громкая рекламная компания, дошедшая до того, что фильм рекламировался даже через портал Госуслуг.

Бесконечные анонсы и рассказы о том, как, где и с помощью каких технических ухищрений снимался фильм, как готовились к настоящему полету в космос режиссер и исполнительница главной роли, не могли не создать у одних завышенные ожидания, а у других иронию и скепсис, как любой предмет излишнего «хайпа». В итоге получился классический эффект переоцененности, заставивший недоброжелателей заговорить о зря потраченных деньгах, «пыли в глаза» и чуть ли не об афере.

Однако, сам по себе фильм никак нельзя назвать провалом. Впрочем, как и шедевром.

Прежде всего интересно не то, как снималась картина, а что получилось в итоге. А получилась, как ни странно, вполне «земная» история. Космос здесь по-прежнему выглядит как нечто прекрасное и манящее, но при этом куда более доступное, чем было еще несколько десятилетий назад, а космонавт – очень опасная, но всего лишь профессия для спокойных и серьезных людей, а не ежеминутный подвиг.

Если задуматься, то врачу может быть порой сложнее добраться к больному в поселок на крайнем севере в буран, чем в космос, где бывают только солнечные бури, хотя последнего в реальности все же еще никто не делал. Стоит ли переживать из-за того, что якобы «ушла романтика» и теперь то, что было доступно только героям, стало по плечу туристам, кинематографистам, а там, может быть, и в самом деле врачам космической «неотложки», примчавшимся по вызову?

Как раз напротив.

Так вот, о земном. У главной героини – хирурга Жени Беляевой полно проблем и без космических полетов. Дочка – трудный подросток, чьим воспитанием часто некогда заниматься при всем желании, тяжелые воспоминания о семейной трагедии, которые мешают устроить свою личную жизнь, не блещущая интеллектом мама-сердечница…

Вроде бы от этого клубка проблем сбежишь куда угодно, но как раз она-то в космос и не рвется, в отличие от коллег, ощутивших запах славы. И вообще она совершенно не похожа на супергероиню-достигаторшу, боевую эмансипе, мечтающую что-то доказать «мужскому миру». Она даже свою неброскую силу черпает из не отпускающей травмы, из погибшей любви, а не из какой-то особой «поцелованности судьбой» или упрямства. Но в итоге доказать как раз получается – как будто даже и помимо воли. Пока другие участники программы заняты увлекательным соревнованием «на вылет» (во всех смыслах), она просто делает свое дело, не надеясь ни на что для себя. И именно этим постепенно очаровывает и переубеждает руководителя полетов, человека старой закалки и старых же предрассудков.

Простенькая, но какая-то очень «наша» история. Выходит, что поднимать современные темы вполне можно, не повышая при этом тона и без скандальности, не вызывающе. А Женя Беляева получает свой вроде бы и не желанный приз вполне в духе скромных, но стойких сказочных героинь, так что финальный выход в открытый космос в почти бальном платье под скафандром при всей нереальности, выглядит чем-то вполне уместным.

Если говорить о том, что смущает при просмотре (кроме технической стороны вопроса, которую лучше оставить специалистам), это странный жанровый винегрет. От драмы к мелодраме, от типичного «производственного» кино к чуть ли не сатирической комедии. Вроде бы, так оно в жизни и бывает, но переходы слишком резкие, не успеваешь толком проникнуться ни одним из настроений и начинаешь слегка уставать от этих рывков, которые хороши разве что на экстремальных тренажерах. Ну, и продакт-плейсмент мог бы быть немного менее наглым и комичным, не в духе 90-х.

Если же вернуться к космосу, то даже превратившись в место работы (со своими производственными травмами), сделавшись ближе, он все же не стал чем-то обыденным и скучным, и в фильме это хорошо показано. То, что космонавты не общаются ежедневно с ангелами Божьими и не изъясняются стихами, не значит, что бесконечность космоса не заставляет задуматься о вечном, ощутить катарсис или решиться отпустить наконец прошлое ради будущего. Обыкновенное чудо не перестает быть чудом, а величие космоса не опошлить даже навязчивой рекламой известного банка.