В Москве запланирована уникальная выставка под названием «Женщина за кадром: дополнение к 100-летию Татьяны Лиозновой» — данное событие станет ярким hommage выдающейся кинорежиссёрке.
В центре внимания — Еврейский музей и центр толерантности в Москве, где с 13 марта по 27 июля развернется уникальная выставка под названием «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию Татьяны Лиозновой». Экспозиция охватывает практически весь путь развития российского кино, но особое место занимает взгляд на историю через призму женщин, работавших в киноиндустрии. Это проект-исследование, направленный выяснить, кто были женщины-режиссеры прошлого века и чем они отличались от современных коллег. Важным партнером мероприятия стал Государственный центральный музей кино. Об этом рассказал Вячеслав Шмыров — куратор выставки в тандеме с Ниной Гомиашвили.

В экспозиции представлен увлекательный калейдоскоп женских образов — от первых пионеров кинематографа до современных инноваторов. Гости музея смогут погрузиться в истории жизни и творческих путей таких легенд, как Ольга Преображенская, Маргарита Барская, Эсфира Шуб, Надежда Кошеверова, Татьяна Лиознова, Юлия Солнцева, Александра Хохлова, Кира Муратова, Лариса Шепитько, Динара Асанова, а также сестер Брумберг и других великих режиссеров. Не обойдены вниманием и представители нового поколения кинематографа, вдохновляющие своим уникальным подходом к искусству.
Триада выставки: путешествие по женскому кинематографу
Экспозиция разбита на три ключевых раздела, каждый из которых раскрывает уникальные грани женского кинематографа. Первая часть посвящена десяти выдающимся женщинам-режиссерам, начавшим свой путь ещё в дореволюционные времена и продолжающим по сей день. Здесь представлены имена от Ольги Преображенской, чья карьера развивалась ещё в эпоху до 1917 года, до современных мастеров, таких как Татьяна Лиознова, Кира Муратова, Лариса Шепитько и Динара Асанова. Представленные фильмы позволяют взглянуть на «женское кино» 20-го века не как на отдельную нишу, а как на важную часть классической кинематографии. В их числе — первая экранизация «Тихого Дона» Ольги Преображенской, советский мультфильм для детей «Рваные башмаки» Маргариты Барской, любимая многими «Золушка» Надежды Кошеверовой, поэтическая баллада по сценарию Александра Довженко «Повесть пламенных лет» Юлии Солнцевой, а также трагический военный фильм-реквием «Восхождение» Ларисы Шепитько.
Вторая часть выставки: творческий путь Татьяны Лиозновой
Эта часть экспозиции посвящена яркому и запоминающемуся карьерному пути народной артистки СССР Татьяны Лиозновой — талантливого режиссера и сценариста. Среди её известных работ — культовые фильмы «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся». Однако особое место в ее наследии занимает многосерийный сериал «Семнадцать мгновений весны», героем которого стал таинственный разведчик Штирлиц. Этот персонаж, созданный Лиозновой, более полувека остается одним из самых любимых и узнаваемых символов советской и постсоветской культуры.
Лиознова: Железная дива советского кинематографа
Лиознову славили как «железную леди» советского кино — непоколебимую и влиятельную фигуру в мире режиссуры, долгое время доминировавшем мужчинами. Ее творчество стало важнейшим переломным моментом, обозначающим переход от роли помощницы или младшей партнерши (часто в тени мужа-режиссера) к полноценной авторской самодеятельности. Постепенно она эволюционировала из умелой организаторши и верной подруги в создательницу уникальных кинематографических высказываний.
Тем не менее, в глобальном кинематографическом сообществе режиссура долгое время оставалась мужским доминионом, требующим исключительных волевых и «сверхмужских» качеств. Освобождение от этих стереотипов произошло благодаря развитию технологий и социальных перемен конца XX века, что привело к демократизации киноиндустрии и снижению барьеров для женщин.
В собственной карьере Лиознова парадоксально сочетала в себе и мужские, и женские черты. Её фильмография включает как «мужские» истории — такие как «Им покоряется небо» и «Рано утром», так и более женственные картины — например, «Евдокия» и «Карнавал». Важнейшие работы, такие как «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», ярко раскрывают внутренний мир персонажей и помогают понять характерные особенности как героинь, так и героев.

Видеоинтервью: Женщины-режиссёры рассказывают о своей профессии
В третьей части выставки зрителям предлагается погрузиться в увлекательное видеоинтервью, где современные женщины-режиссёры делятся своим опытом и видением профессии. Среди них — как уважаемые ветераны кино, такие как Вера Сторожева и Анна Меликян, так и начинающие таланты, например, Клава Коршунова и Заки Абдрахманова. Хоть этот отбор и не отражает всю полноту драматической динамики, он ярко иллюстрирует важные перемены: если в прошлом столетии на киноэкранах появлялись всего несколько десятков женщин-режиссёров, то сегодня в российском игровом кино их уже более ста. Этот сдвиг символизирует новые горизонты и растущий вклад женщин в развитие современного кинематографа.
На выставке гости смогут окунуться в волшебный мир кинематографа, наблюдая экспонаты, которые расскажут о закулисье создания легендарных фильмов. В их числе — оригинальные эскизы сценариев, захватывающие фотосессии со съемочной площадки, афиши эпох, уникальные документы, среди которых режиссерские сценарии, а также разнообразные киноартефакты. Коллекции были предоставлены ведущими учреждениями — Государственным центральным музеем кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственным историческим музеем, Московским музеем современного искусства, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофондом России, крупными студийными гигантами и ценителями кино из частных коллекций. В дополнение к выставке будет проводиться насыщенная публичная программа: показы лучших фильмов, встречи с творческими личностями и увлекательные лекции, раскрывающие секреты кинематографической магии.