Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Уэнсдей»: монстры и чуть-чуть доброты

«Уэнсдей»: монстры и чуть-чуть доброты

08.05.2024
Уэнсдей Аддамс в окружении монстров, Мрачная атмосфера в школе для необычных детей, Уэнсдей расследует тайны своей школы, Черный юмор и мистические события в сериале "Уэнсдей"

Попытка шестнадцатилетней Уэнсдей Аддамс получить среднее образование опять с треском провалилась – ее выгнали из очередной школы, и отчаявшиеся родители устраивают ее в элитное, но при этом с оттенком специнтерната для безнадежно трудных подростков заведение – Академию Невермор. Учатся здесь юные экстрасенсы с самыми разными сверхспособностями, которые не помогают, а, скорее, мешают им жить, а также разнообразные «фольклорные элементы» – оборотни, вампиры, русалки-сирены. И все бы ничего, хотя нелюдимая Уэнсдей даже тут не горит желанием заводить друзей, но вокруг школы начинает бродить кровожадное чудище, и девочка оказывается втянута в настоящее детективное расследование, а на кону – само существование Невермора и жизни учеников…

Многие пишущие рецензии на сериал Тима Бёртона «Уэнсдей» немного напоминают щедринских обитателей леса, которые сильно разочаровались в медведе, потому что ожидали от него «кровопролитиев», а он всего лишь чижика съел. Во-первых, в проекте Нетфликс Бёртон лишь один из продюсеров и режиссеров, а среди авторов сценария его имя и вовсе не числится, то есть, он лишь привнес свой стильный готический ингредиент в общее «блюдо». Во-вторых, «чижик» - или вороненок – не съеден, а благополучно высижен, выкормлен и даже неплохо летает. В-третьих, Бёртон на то и Бёртон, чтобы экспериментировать и пробовать себя в разных жанрах, и слегка поднабивший оскомину жанр подросткового мистического сериала совсем неплохая площадка для экспериментов.

Уэнсдей Аддамс сидит в библиотеке, Уэнсдей Аддамс общается с мистическими существами, Уэнсдей исследует темные уголки школы, Уэнсдей Аддамс в готическом наряде, Уэнсдей Аддамс выражает свою уникальность в школьной среде.

Среди упреков – то, что Аддамсы в сериале какие-то не аддамсовские. То есть, не крутят весь мир на среднем пальце Вещи, а бывают грустными, усталыми, уязвимыми, вынужденными считаться с окружающим обществом, жаловаться в полицию на преследования, скрываться от нее или сидеть за решеткой – вот ужас! При этом интересно было бы представить, что в реальном мире сделали бы с подростком, запустившим пираний в школьный бассейн и то ли убившим, то ли покалечившим этим парочку оболтусов – явно не только исключили бы из школы. То есть, эксцентричная сказка вполне остается сказкой – тут все в порядке. Просто она немного другая и про другое.

Собственно, тема сериала из тех, что всерьез волнуют Бёртона – взаимоотношения странных и не вписывающихся в общую картинку персонажей-«фриков» с миром обычных людей-«нормисов». Дает ли «нормальность» право ненавидеть и презирать «не таких» и как на чужую агрессию должны реагировать сами «не такие», симметрично или все же могут быть варианты? И есть ли вообще грань между нормальностью и ненормальностью или существуют лишь «недообследованные»?

Уэнсдей Аддамс играет на челло в темной комнате, Уэнсдей встречает новых друзей в школе для особенных детей, Уэнсдей Аддамс в глубокой размышлении о мистериях, Уэнсдей Аддамс с родителями Гомесом и Мортисией

Эксперимент ставится в почти стерильной обстановке этакого «Хогвартса». Почти, потому что в свободное время ученики Академии Невермор посещают не закрытый от мира «магглов» Хогсмид, а населенный обычными людьми городок, в котором все знают о странных и даже немного опасных соседях, но обе стороны заключили соглашение и пытаются сосуществовать, не сжигая никого на костре и не съедая заживо. Ситуация интересная и необычная, потому что в большинстве «городских фэнтези», включая «Гарри Поттера», маги и разумные чудища блюдут в том или ином варианте режим секретности, а договор между мирами если и существует, то тоже тайный. Таким образом, сказка превращается во что-то вроде басни, где «фрики» магически-мистические являются метафорой реальных людей со странностями и отклонениями, которым от общества никуда не деться, как бы ни хотелось, как и обществу от них.

Уэнсдей Аддамс решает загадку в своей школе, Уэнсдей Аддамс сталкивается с паранормальными явлениями, Уэнсдей в окружении эксцентричных классматов, Уэнсдей Аддамс участвует в школьном мистическом ритуале, Уэнсдей Аддамс на фоне готического замка школы.

Симпатии Бёртона и его соавторов при этом почти полностью на стороне «чудиков»-изгоев, а их возможности влиться в общество «нормисов» представляются весьма призрачными. Тут «Уэнсдей» страдает тем же родовым недостатком, что и «Гарри Поттер», и многие другие фэнтези того же жанра – интересных и вызывающих симпатию «обычных» персонажей в нем почти нет, в чем сериал проигрывает даже «Фантастическим тварям» при их общей невнятности, и тем более «Волчонку», где обычный парень Стайлз вышел симпатичнее и живее, чем главный герой-оборотень. Вместо этого пафос направлен на то, чтобы показать, что «все мы немножко лошади»: в сознании «обычного» человека могут скрываться такие бездны, которые и не снились какому-нибудь хорошо воспитанному вервольфу или вампиру.

Психолог, работающая с «трудиками», делает милые композиции из тушек сбитых на шоссе зверьков, полицейские и чиновники прячут под сукно неудобные дела, жулик-инфоцыган пользуется способностями сирены для привлечения паствы, кто-то годами готовит страшную месть, не гнушаясь черной магией, а кто-то и вовсе порой превращается из законопослушного гражданина в жуткое чудище. Такой угол зрения тоже по-своему интересен и в чем-то правдив, но все равно чего-то не хватает, это всего лишь полуправда. Хотя, справедливости ради, оказывается, что и в семьях «изгоев», вполне принимающих свою природу, есть проблемы, они тоже бывают «несчастливы по-своему», а некоторые родители точно так же изо всех сил пытаются сделать детей «такими как все», только на свой манер.

Уэнсдей Аддамс и её характерный танец в бальном зале, Уэнсдей ведет собственное расследование среди артефактов школы, Уэнсдей Аддамс с луком и стрелами на уроке лучничества, Уэнсдей Аддамс разгадывает коды и загадки в библиотеке

При всех недочетах, недосказанностях, некоторой набросочности и недопроработанности фэнтезийного мира, сделан сериал стильно и увлекательно, это полноценный детективный триллер, есть в нем и многочисленные тайны, и ложные следы (правда, довольно легко разгадываемые), и саспенс. Главная героиня в исполнении Дженны Ортеги («Крик») вполне убедительно демонстрирует трансформацию из довольно-таки картонной фигуры аутичной готки-бунтарки в живую, способную на эмпатию, дружбу и влюбленность юную девушку. А Вещь неожиданно превращается из второстепенной детали странного мирка Аддамсов в полноценного персонажа-компаньона, сыгравшего в этой трансформации немалую роль.

Пока еще неизвестно, будет ли второй сезон, а если будет, продолжит ли участие в проекте Бёртон, хотя задел на продолжение, а главное, потенциал однозначно имеется. Как обычно, все решат рейтинги и другие прагматические мотивы. Так или иначе, даже в восьмисерийном размере шоу уже состоялось и способно доставить удовольствие, развлечь, а, возможно, и навести на важные размышления. Например, о том, что любые различия на самом деле не так фатальны и важны, а ненависть всегда губительна.