«Стеклянная луковица»: как тебе такое, Майлз Брон?
Подозрительно похожий на известную мемно-медийную персону миллиардер и по совместительству технический гений-многостаночник Майлз Брон приглашает своих старых друзей на традиционную ежегодную встречу, которой даже карантины с локдаунами помешать не в силах. На сей назначено все это на его собственном острове у греческого побережья. Гости все как один благополучные и знаменитые – брутальный блогер-мачист, не расстающийся со стволом (который, однако, ходит по струнке перед мамой), женщина-губернатор штата, топящая за экологию, звезда моды и стиля, создавшая собственный бренд, талантливый химик, работающий на корпорацию миллиардера, и даже бывшая совладелица корпорации, недавно грубо «кинутая» Броном, тоже приглашена.
Правда есть еще один неучтенный и неожиданный гость – знаменитый частный детектив Бенуа Бланк, сходивший с ума от скуки на самоизоляции, которому кто-то зачем-то прислал фальшивое приглашение. Но это даже уместно, ведь на острове объявлено убийство – точнее, всего лишь детективная игра-квест, которая внезапно выходит из-под контроля…
Сиквелы редко бывают лучше оригинала. В принципе. «Достать ножи: Стеклянная луковица» не исключение. Повторение даже самого изящного и остроумного приема не так радует, как в первый раз. Главной изюминкой сатирического детектива Райана Джонсона «Достать ножи» была в том, что там все было совершенно не то и не так, как выглядело при первом предъявлении – от чувств и мотивов действующих лиц до самих событий. Все, что зритель видел в первых сценах подлежало последующему сокрушительному разоблачению.
Сиквел построен по тому же самому принципу, а потому эффект неожиданности оказывается слегка смазан. Тем не менее, за срыванием покровов со всех и вся (облущиванием луковицы) следить весьма увлекательно, несмотря на то, что луковица действительно стеклянная – то, что почти все персонажи фальшивы насквозь и составлены из бесконечных слоев лжи, ясно с первых кадров.
Актерский состав блестящий – от изысканного Дэниела Крейга в главной роли до фактурного Дейва Батисты. Эдвард Нортон в роли Брона – тоже попадание в десятку. И сюжет полностью соответствует названию – тайны-то как таковой и нет, кто именно тут злодей можно понять практически сразу, это практически пародия на штамп, хотя, конечно, сперва не верится, что все так элементарно. Автор играет со зрителем – вы ждете что-то вроде «10 негритят» со страшной и изощренной местью в замкнутом пространстве – ну так вот вам хайтековая индейская народная изба, ничего такого не будет.
А будет сеанс разоблачения неприглядных нравов, царящих в новейшей элите «информационного общества», где информация равняется дезинформации или белому шуму, где нет подлинных позиций, моральных принципов, ответственности, дружбы, любви, реальных дел на благо человечества, а есть только исправно монетизируемые хайп и гламур, сродни глэмору фольклорной нечисти, который заставит вас жрать дрянь и объедки под видом изысканных кушаний. Иногда же за всем стоит просто претенциозная глупость и выезжающая на животном чутье и хватке бездарность прирожденного паразита, хорошо умеющего «варить кашу из топора».
Зло в итоге получает ровно то наказание, которого заслуживает - без капли крови и даже торжественно защелкнутых наручников, просто голый король, прежде завернутый в бликующие стеклянные слои, остается в своем природном виде. Все полуподневольные придворные разбежались, как крысы, все стеклянные финтифлюшки разлетелись в пыль.
Правда, немного жаль великое произведение искусства – оно, конечно, играет здесь роль символа фальши и лжи, но все же было единственной подлинной вещью в этом мороке. Но если человечество готово сдать свое наследие в аренду пластмассово-стеклянной пустоте, то, может быть, оно его уже и не заслуживает? Хочется все же надеяться, что это не так.