Рецензия на сериал Игры 2024
Тема последних предперестроечных лет СССР все чаще интересует отечественных кинематографистов. Из самого громкого и свежего можно вспомнить сериалы Нулевой пациент и Слово пацана: Кровь на асфальте. И вот новинка, которая обещала стать дорогой ложкой к обеду, на который нас не позвали – сериал Игры о подготовке и проведении Олимпиады в Москве, стартовавший практически одновременно с Олимпиадой в Париже, где наши спортсмены оказались «забанены». И уже само это стремление «попасть в дату» вызывало опасения: не окажется ли детище Евгения Стычкина и Михаила Покрасса «недоношенным» и поверхностным, удастся ли авторам избежать публицистических упрощений, «клюквы» и залихватских параллелей с современностью. Увы, опасения оказались небеспочвенными.
Михаил Покрасс как сценарист известен в основном работой над комедийным альманахом Ёлки, вот и сериал как бы состоит из нескольких либо слабо, либо вовсе не связанных линий, которые, вероятно, должна объединить Олимпиада, подобно тому, как героев Ёлок объединял новогодний праздник. Если бы линии были равноправны, это могло бы быть интересно, но истории спортсменов лишь время от времени выныривают на поверхность и даже Брежнев оказывается всего лишь статистом.
Что касается главного героя, вокруг которого вертится основная часть повествования, то он, во-первых, скорее, антигерой, во-вторых – сильно выбивается из своего времени, да и его характер совершает мало чем обоснованные кульбиты. Игорь Зорин (Григорий Верник) выглядит даже не «мажором» конца 70-х годов прошлого века, а «тик-токером» второго десятилетия нынешнего. Его выходка со статуей Ленина, валерьянкой и котами не имеет смысла без смартфона в руке сообщника. Да и в принципе такое поведение нелепо для человека лет 23-х, как-то умудрившегося уже закончить престижный вуз. Но затем разболтанный хулиган, оказавшись пристроенным в Олимпийский комитет мальчиком на побегушках, вдруг превращается в ловкого хитреца, изящно лавирующего в аппаратных джунглях. То ли из любви к искусству, то ли из желания все же быть полезным, он совершает дикие авантюры, которые вместо полной катастрофы приводят к победе, легким движением мизинчика разруливая то, что не под силу тем, кто старше и опытнее. Авторы показывают его как бы парящим над нелепой и невразумительной суетой, и по крайне мере, половину сериала ему удается даже особо не забрызгаться кипящим внизу варевом интриг.
Вот тут бы в самом деле показать во весь рост эти интриги, те самые «игры», на которые намекает название. Однако вместо них мы видим нечто предельно наивное и беспомощное, достойное не исторического сериала для взрослых, а каких-нибудь «Смешариков». Оказывается, глава государства может сомневаться, проводить или не проводить в стране Олимпиаду за год до ее начала и обдумывает это на внезапной охоте, куда зачем-то притащили служащих оргкомитета с кучей валящихся из рук папок. Западные журналисты пишут мрачные байки о советской действительности не потому, что таков был заказ, а потому что никто еще не возил их на Высоцкого и на тусовку творческих неформалов, а тут сразу же их статьи становятся лучезарными. Победить собравшего компромат интригана можно всего лишь ловко заменив документы в папочке на фривольный журнал. И так далее…
И ладно бы, если бы это была комедия, но жанр заявлен как историческая драма. К сожалению, собственно исторические события являются лишь фоном для похождений юного трикстера и даже ввод войск в Афганистан воспринимается не как важный и трагичный момент, а с легкой досадой – поломали главному герою всю малину, ведь у Игоря почти получилось в одиночку наладить дружбу навек между СССР и Западом, а тут какие-то замшелые стариканы пожевали губами в полутемной комнате и все испортили! Кстати, никакого представления о том, что именно произошло в Афганистане, по сериалу составить невозможно. Более того, создается впечатление, что до ввода советских войск там царила сущая идиллия с овечками и козлодранием, а старшие братья учили младших не ввязываться в драку, даже если другой начал первым.
Кроме этого, нам остается следить за непростым развитием «служебного романа» между Игорем и «мымрой» Ириной Александровной (Мария Карпова), а также за нелегкими судьбами спортсменов – у одного неурядицы в семье, другой хотел бы поехать к другу в Италию, да не может, третью тиранит тренер, а у четвертого дома война. Кажется, из всех более-менее благополучен только итальянский саблист…
Из этого крайне легковесного – по крайней мере, в его первой половине – зрелища складываются столь же легковесные аналогии и выводы для сегодняшнего дня: политика – дело мутное, на самом деле все хотят дружить и торговать, а не воевать, если тебя ударили, не давай сдачи и тем более не бей первым, клевета и хейт в СМИ против СССР и России вызваны исключительно недоразумением, а во власти лучше бы быть хитроумным и позитивным Игорям (ну а на Западе – столь же позитивным и хитроумным Энтони, которого обаятельно сыграл сам режиссер) и будет все в шоколаде. Кажется, даже некоторые любители Тик-Тока из старших классов школы разбираются в истории и политике немного лучше…