Рецензия на фильм "Первый на Олимпе: победа в спорте или победа над собой" 2025 года
##Первый на Олимпе: победа в спорте или победа над собой
«Первый на Олимпе» Артема Михалкова — это смелая и амбициозная попытка вернуть из забвения имя Юрия Тюкалова, первого в истории советского спорта олимпийского чемпиона по академической гребле. Фильм существует на стыке жанров: это и спортивная драма с напряженными соревновательными сценами, и исторический байопик, и глубокое психологическое исследование травмы, нанесенной войной.
Основной и самый дискуссионный пласт фильма — его работа с биографическим материалом. Сценарий берет за основу подлинную, невероятную судьбу Юрия Тюкалова: блокадный Ленинград, работа водовозом в 12 лет, медаль «За оборону Ленинграда» и, наконец, золото Хельсинки-1952 в академической гребле. Однако авторы сознательно идут на значительные вольности, усиливая драматизм ценой исторической точности.
Центральным двигателем сюжета становится преодоление глубокой психологической травмы, полученной юным Юрой (Марк-Малик Мурашкин) в блокаду, когда у него на глазах во время вражеского налета гибнет отец. Этот мощный, режиссерски безупречно выстроенный эпизод накладывает отпечаток на взрослого героя.
Эта сцена, мощная визуально и эмоционально, становится стержнем, на который нанизана вся последующая история взрослого Тюкалова. Проблема в том, что отец реального чемпиона, Сергей Петрович Тюкалов, благополучно вернулся с войны и дожил до 1972 года. Этот сознательный уход от фактуры ставит перед зрителем сложный вопрос: насколько допустимо переписывать биографию реального человека ради усиления драматического эффекта?
Взрослого Юрия Тюкалова играет Глеб Калюжный, и это одна из безусловных удач картины. Актеру удается создать многогранный образ, балансирующий между мифическим героем и живым, уязвимым человеком. Его Тюкалов — сдержанный, немногословный, но с мощным внутренним стержнем. Калюжный убедительно передает трансформацию героя от застенчивого юноши с заводской литейки до спортсмена, волею судьбы и характера оказавшегося на олимпе большого спорта.
Окружение героя выписано с опорой на классические архетипы спортивной драмы. Противостояние «хороший тренер — плохой тренер» персонифицировано в дуэте Савримовичей и Ивана Колосова. Михаил (Артем Быстров) и Вера (Елена Лядова) Савримовичи — реальные тренеры Тюкалова — показаны как проводники в мир большого спорта, разглядевшие в Юре особый талант и поверившие в него.
Их антагонист — главный тренер сборной Иван Колосов в исполнении Андрея Смолякова. Персонаж Смолякова стал для режиссера олицетворением «зла советской системы» — бюрократа и циника, видящего в спортсменах лишь винтики государственной машины. Хотя этот конфликт придает повествованию необходимое напряжение, он порой оказывается излишне прямолинейным и «клюквенным».
Там, где фильм действительно претендует на новаторство, — это в визуализации академической гребли. Михалков и оператор-постановщик Сергей Мачильский предприняли смелую попытку впервые в российском кино так масштабно и детально показать этот эстетичный, но сложный для съемки вид спорта. Сцены гонок, особенно решающий финал на водах залива Мейлахти, сняты динамично и захватывающе.
Особого внимания заслуживает работа художников-реквизиторов, которые собирали по всей стране и восстанавливали настоящие лодки и весла 1940-50-х годов. Эта скрупулезность в деталях создает ту самую аутентичную атмосферу послевоенных лет, которой так не хватает основному сюжету. Однако за пределами воды визуальный ряд картины иногда оказывается более традиционным. Фильму, по мнению некоторых критиков, не хватает визуальной новизны и самости.
«Первый на Олимпе» — это качественный, добротный байопик, который займет свое законное место в ряду отечественных спортивных драм. Сила картины — в мощной актерской работе Глеба Калюжного, в зрелищных и новаторских для российского кино сценах гребли и в искреннем желании рассказать о настоящем герое. Его же главная слабость проистекает из нерешенного конфликта между уважением к исторической правде и стремлением создать универсальный, подчеркнуто мифологический нарратив о победе духа над обстоятельствами.
Этот фильм, безусловно, стоит посмотреть ради знакомства с удивительной судьбой Юрия Тюкалова — но с одним важным условием. Лучше приходить в кинотеатр, уже зная основные вехи его реальной биографии, чтобы иметь возможность отделить подлинный подвиг от его художественной интерпретации, которая, будучи сама по себе эффектной, все же оказывается чуть менее впечатляющей, чем правда.