Рецензия на фильм Мальчик и птица
Мальчик и птица: хрупкие миры фантазии
Анимация Хаяо Миядзаки – это, без сомнения, явление не только японской, но и мировой культуры. Каждый полнометражный мультфильм мастера ожидают, затаив дыхание. Очередной полнометражки пришлось ждать целых десять лет, и она стала приятным сюрпризом, потому что режиссер в свое время объявил, что его предыдущая работа – Ветер крепчает – станет последней в его фильмографии. Однако, к счастью, Миядзаки своего зарока не сдержал, и на то явно были весомые причины.
Мультфильм Мальчик и птица (в оригинале – Как поживаете?) не столь насыщен причудливыми событиями, как Унесенные призраками, тоже удостоенный Оскара, но его мотивы схожи – путешествие ребенка в странный потусторонний мир. И там, и тут главный герой ищет потерянного близкого человека, однако, если Тихиро из Унесенных находит и расколдовывает своих родителей, то у мальчика Махито это получается лишь отчасти – зато в конце путешествия он обретает душевный покой и по-взрослому смиряется со своей утратой и с новым этапом жизни.
Мультфильм во многом автобиографичен – детство Махито проходит во время Второй мировой войны, как и детство самого Миядзаки, отец мальчика, как и отец режиссера, владеет компанией, производящей детали для истребителей, разве что мать Хаяо не погибла во время бомбардировки Токио, хотя и тяжело болела всю жизнь. Здесь утрата матери – скорее утрата чувства детской беззаботности и защищенности, с которым военному поколению пришлось расстаться очень рано.
Но автор присутствует в фильме не только как его юный главный герой, но и как таинственный Дед, дальним родственником которого является мальчик. Именно он, уйдя когда-то давно в неизведанные измерения под упавшей с неба башней, создал цепочку причудливых полуреальных и непрочных миров, в один из которых попадает Махито. Немногочисленные обитатели этого мира верят в то, что это потусторонний мир, населенный в основном мертвецами, маленькими нерожденными душами, похожими на пузыри с ручками и ножками – вароварами и земными птицами, которые, попав в него, меняются и обретают разум. Как выясняется, существование этого мира держится буквально на честном слове – на неустойчивом равновесии башенки-головоломки из блоков разной формы. Время от времени добавляются новые блоки и однажды башенка должна упасть и тогда этому миру придет конец. Можно начать строить новый, но Дед уже слишком стар и ему нужен наследник. Махито же хочет вернуться домой, он колеблется, и тогда вмешательство глупого Короля попугаев буквально разрубает этот узел и нереальный мир гибнет. Мальчик возвращается домой, все же повидавшись с той, кто в реальном мире станет его матерью и смирившись с ее утратой. В своем путешествии он смиряется и с существованием мачехи, которую ему удается вывести в реальный мир, назвав мамой, и с будущим рождением своего сводного брата. С собой он уносит и кусочек одного из каменных блоков – возможно, как залог способности к творчеству.
Мультфильм пронизан атмосферой светлой печали и чувством бренности и непрочности, хотя для главного героя все только начинается. Время здесь словно бы замкнуто в кольцо, где начало – это конец, а конец – начало. В нем много свободного пространства – воздуха и воды, где вода – символ иллюзий, магии воображения, а воздух – пространство для полета фантазии. Но этот полет по-настоящему возможен только в реальном мире – птицы, оказавшись запертыми в ожившем вымысле, страдают от голода и постепенно разучиваются летать.
В мультфильме Мальчик и птица можно заметить множество автоцитат – одна из служанок в доме напоминает Юбабу, варовары – лесных духов из Принцессы Мононоке и «чернушек» сусуватари, двери в башне, ведущие в другие миры и времена похожи на волшебную дверь в замке Хаула, огненная девочка Химе заставляет вспомнить о Кальцифере, отважная рыбачка Кирико – одновременно и молодая и старая, как героиня Ходячего замка, а воинственный Король попугаев – собирательный образ всех агрессивных и ограниченных вояк в мультфильмах Миядзаки, к которым режиссер-пацифист испытывает стойкую неприязнь. Впрочем, и кровожадные птицы-мутанты в итоге оказываются не таким уж злом и для них все оканчивается хорошо – они становятся обычными пернатыми, а коварная цапля-оборотень из антагониста постепенно превращается в союзника и даже приятеля – в произведениях Миядзаки нет абсолютного зла и безнадежно проклятых существ.
Мальчик и птица - действительно подведение итогов творческого пути режиссера, при этом даже не важно, выпустит ли 83-летний Миядзаки еще один большой фильм – осмысление прошлого и светлое прощание с ним уже состоялось.
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=5gcyP-O4gGo