Рецензия на фильм Лед 3
Завершающую, третью часть спортивной мелодрамы Лед зрители приняли на ура, критики тоже отнеслись в основном благосклонно, но и с чуть большей осторожностью. Говорили о том, что сюжет слишком «зеркалит» первую часть – снова травма, казалось бы, недостижимые мечты о высокой награде, снова любовь, которая помогает преодолеть все. Но если рассматривать все три фильма как одно целое, то такая сюжетная закольцовка выглядит красиво и логично, тем более что прямых совпадений и нет.
Если темой первого фильма была окрыляющая и помогающая все преодолеть любовь, второй был о том, как пережить потерю и двигаться дальше ради памяти о любимой и родного существа, то в третьей самоотверженная отцовская любовь столкнется с чувствами уже следующего поколения и должна будет отступить, при этом оставшись рядом. Вот это – совсем новая тема в трилогии.
Что очень хотелось бы «переиграть» в фильме Лед 3, так это то, что, взяв курс почти на мюзикл, ни она из частей так до него и не поднялась, в том числе и последняя, так как фильмы не обзавелись ни одной своей оригинальной песней. Даже изящно выстроенные клиповые вставки со сложной хореографией и спецэффектами все равно поставлены на уже всем знакомую музыку. Идея оформить насыщенный эмоциями разговор отца с дочерью на кухне рэповой читкой смелая и очень хорошая, но это старый рэп Дельфина, подходящий к конкретной ситуации постольку-поскольку.
Есть и другие недочеты – некоторые музыкальные номера занимают многовато экранного времени и начинаешь скучать, оставаясь в недоумении, как же так случилось, что живые парень и девушка, а не какие-то два эфирных существа в невесомости полюбили друг друга? Ведь это все же не балетный спектакль и обычные взгляды, слова и улыбки передали бы гораздо более глубокий смысл и лучше показали бы постепенное развитие отношений. Смущает и момент, в котором Надя Горина двигается, словно кукла, которой управляет на расстоянии Сергей Орлов. Постепенно это начинает даже пугать, Сергей выглядит каким-то зловещим манипулятором, а не искренне влюбленным, хотя в самом сюжете ничего подобного нет. Возможно, так показан страх Нади перед впервые охватившим ее чувством.
События трилогии несколько сказочны и происходят в сказочной, параллельной России, в которой существуют престижные соревнования по фигурному катанию – Кубок Льда, в Иркутске есть профессиональная команда по хоккею с шайбой (в реальности там развивают хоккей с мячом), а российские хоккеисты по-прежнему могут отбираться в НХЛ, при этом старшие товарищи уговаривают их не отказываться от этого шанса, не губить свою карьеру по романтическим причинам. Конечно, фильм снят ради приятного и даже возвышающего эскапизма, но почему-то возникает странное чувство раздвоения, а когда Сергей в шутку начинает подбирать своим гипотетическим будущим детям и даже внукам какие-то нарочито «исконно-посконные» имена и вовсе становится неловко – что, собственно, авторы хотели этим сказать? Впрочем, разговор о пользе, формах и уместности эскапизма в разные исторические эпохи слишком долгий и непростой.
Но, в общем и целом, Лед 3 смотреть приятно, конфликты не кажутся высосанными из пальца, а трогательная, несколько чрезмерная и при этом достаточно деликатная забота Александра Горина о дочери вызывает искреннее сопереживание. Чувства, которые демонстрируют герои, сильны, но при этом актеры не пережимают, не переигрывают, в то, что видишь на экране, веришь. Прекрасен Байкал, хотя в фильме и показана практически одна-единственная локация, но выжато из нее все, что можно. В общем, можно сказать, что дебют Юрия Хмельницкого в рамках жанра и его законов вполне удался. Хотелось бы, конечно, чтобы зрителям стало понятнее, что любовь и поддержка близких, живых и ушедших, не может уместиться в плюшевом мишке, а побеждать можно и без талисманов. Но, это, наверное, тема для какого-то другого фильма.