Рецензия на фильм Бременские музыканты
Бременские музыканты: находки и потери
Игровые экранизации мультипликационной классики – всемирное поветрие, своего рода дополнительный ресурс, распечатанный НЗ, когда не хватает сил на то, чтобы придумать с нуля что-то совершенно новое, а источник зрительской ностальгической любви – вот он. Не миновало это и нашу киноиндустрию. Иногда такие проекты триумфально «выстреливают», как это случилось с фильмом Чебурашка, иногда покусившихся на «святое» ждет громкий провал, как нелепый картонно-леденцовый Летучий корабль.
Фильм Бременские музыканты Алексея Нужного сумел ровно пройти между успехом и провалом. Он вышел в новогодние праздники и смог собрать хорошую кассу, несмотря на конкуренцию с сиквелом Холопа. А вот мнения критиков и кинолюбов разделились. Всем не понравилось разное, но вот ощущение, что экранизации чего-то явно не хватило сложилось даже у тех, кому новые Бременские музыканты в целом пришлись по душе.
Конечно, то, что сразу бросается в глаза, точнее, в уши – это музыка. С непонятной гордостью сообщалось о том, что композитор Максим Фадеев справился с работой над всеми песнями чуть ли не за четыре дня. Неизвестно, в чем была причина такой спешки, но гордиться этим странно. Сотрудничество композитора с режиссером, для которого это первая музыкальная картина, тоже явно не задалось. В итоге старые хиты вошли в фильм как-то криво – если предположить, что маленький мальчик сочинил лирическую песню о разлуке для своей мамы еще со скрипом можно, то причин называть Принцессу «трубадурочкой» у Короля в самой первой сцене еще нет никаких. Новые же песни настолько «ни о чем», что забываются мгновенно. В результате то, что могло бы стать сильным местом фильма, в котором музыка по сюжету играет очень важную роль (ведь «Бременские музыканты» здесь – не бродячий цирк, а именно музыкальная группа), стало для него камнем на шее. И все же у картины оказалось достаточно запаса плавучести, чтобы не утонуть, и дело не только в ностальгии.
Мультфильм-дилогия Бременские музыканты был создан в совсем другие времена – в беззаботную эпоху первых дискотек. Сейчас жизнерадостное веселье без особого смысла было бы уже диссонансом, особенно в игровом кино, где есть куда больше возможностей для раскрытия характеров. В фильме у Трубадура появилась весьма невеселая предыстория, а животные оказались яркими личностями со своими «фишками» и недостатками. И даже Атаманша и ее разбойники стали чем-то большим, чем пародийный квартет, и не только численно. Возможно, режиссер вдохновлялся романом Диккенса «Оливер Твист» или мюзиклом по его мотивам – это сходство можно заметить и в начале, и ближе к финалу, когда Трубадура, как и Оливера, разбойники используют как живую отмычку, причем, Трубадур, в отличие от диккенсовского персонажа, искушению поддается.
Вообще неоднозначность характеров, непростые моральные выборы и веселье с привкусом грусти – вполне в духе времени. Как-то больше верится в то, что счастье всей честной компании, будучи выстраданным, окажется по-настоящему прочным, а Трубадур, познав «темную сторону» и отказавшись от нее, станет более зрелым артистом, да и вообще зрелым человеком, а не обиженным одиноким мальчиком в теле взрослого. Свои жизненные уроки извлекают все персонажи – даже Сыщик и Атаманша. Для современного кино уже недостаточно простого посрамления врагов, которое их никак не меняет к лучшему. При этом, авторы смогли избежать выворачивания истории наизнанку и воспевания «серой морали»: добро и зло оказываются в перерассказанной сказке на своих местах. К тому же победа требует от героев не столько хитрости (хитростью берут как раз разбойники), сколько настоящей смелости, тогда как классическая история с моральной точки зрения была куда более сомнительной.
Можно отметить и диалоги, которые сперва могут показаться слегка корявыми, но при этом неожиданно цепляют, словно восточные коаны – например, разговор о лицах, мордах и мечте или о правиле Гениального Сыщика не оставлять следов, которое оказалось чем-то куда более глубоким, чем просто профессиональная привычка.
В общем, фильм Бременские музыканты смотреть однозначно стоит, причем, зрителям самого разного возраста – каждый найдет в нем что-то свое. Вот занудам и пуристам, желающим увидеть произведения «Союзмультфильма», перенесенными на большой экран без изменений, а также поклонникам компьютерных спецэффектов в самом деле лучше выбрать что-то другое. С реальными пейзажами нашей огромной и такой разнообразной страны, га фоне которых проходит путешествие Бременских музыкантов, не сравнятся никакие цифровые фантазии.
Источник видео https://www.youtube.com/watch?v=XRvb1vXuqIk