Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Последний богатырь 3»: Welkome to Moscow!

«Последний богатырь 3»: Welkome to Moscow!

11.06.2024

Завершающий фильм трилогии о необычном богатыре Иване Муромце триумфально покоряет российские кинотеатры – киноказка уже собрала в прокате более 2 миллиардов рублей. Несмотря на зрительскую любовь, критика отнеслась к фильму Дмитрия Дьяченко более прохладно, ведь кроме общего позитивного настроя, так необходимого в наши непростые времена, «Посланник Тьмы», как и предыдущие части, несет в себе некоторые странности.

Прежде всего, хотелось бы более убедительной игры актеров, которые – и это в полной мере относится к исполнителю главной роли Виктору Хориняку – зачастую произносят свои реплики словно из-под палки и куда-то в пространство. Но, это, наверное, вполне объяснимо, потому что большинство шуток в фильме разве что изредка вызывают легкую улыбку, а монологи, которые должны были бы заключать в себе психологическую кульминацию, напоминают полицейский протокол. Чтобы оживить подобный текст нужно быть Смоктуновским или Фрейндлих, не меньше, но актеров такого уровня в составе не наблюдается.

Действие фильма по большей части происходит в современной Москве, куда пеструю компанию из сильно рассерженного Вани, меланхоличного Кащея, изобретательной Бабы-Яги, плотоядного Колобка, бабника Водяного и доброго, но простоватого волхва Светозара забрасывают поиски Василисы, которую в ночь перед свадьбой похитила ведьма Галина. Это выливается в череду забавных приключений в духе «провинциалы в столице». К сожалению, не более того – чудесная суть заезжих «фольклорных элементов» почти никак не проявляется, они выглядят просто дикарями.

Даже Водяной, которому надоело сидеть в ступе с водой, находит способ временно обрести человеческий облик и превращается в весьма заурядного и не очень приятного гражданина. Чудесные существа, давно обосновавшиеся среди людей, выглядят более волшебными, хотя и они довольно странные – чего стоит Жар-Птица (или Жар-Птиц?) в исполнении Филиппа Киркорова, который по совместительству играет самого себя. Птице-Киркоров по ходу дела сносит яйцо, что способно, пожалуй, слегка повредить детскую психику (рейтинг фильма 6+), да и многих взрослых ввести в ступор. Если вспомнить, что за тварь, по легендам, вылупляется из яйца, снесенного петухом, то, может, и к лучшему, что Ваня то яичко эгоистично разбил?

Что до москвичей, то обитатели мегаполиса выглядят усталыми, задерганными и разучившимися удивляться. Ни бегающая по проспекту избушка на курьих ножках со ступой на буксире, ни разгуливающее безголовое тело не вызывают особой сенсации. Особенно удался эпизод с совершенно замороченной домохозяйкой, и ее сынишкой, голова которого забита цитатами из американских сериалов и комиксов и который явно вообще не слышал про Кащея Бессмертного. Такое вот «Welcome to Moscow»…

Начиная с середины фильма начинает откровенно страдать логика, а квест героев превращается в путешествие от одного рояля в кустах к другому, совершенно внезапно выпрыгивающему из земли. Моральный «намек» сказки тоже хромает. Ваня ведет себя все более грубо и агрессивно, удивляя даже своих не самых белых и пушистых спутников. Ближе к финалу выясняется, что это действие Тьмы, которая проникла в Ивана еще в утробе Галины (драматизм момента «Иван, я твоя мать», был для зрителя, увы, заранее убит в конце второй части и еще раз в середине третьей, Галина же как образ вообще не удалась).

Но разве не во всех людях наравне со Светом живет и Тьма? Борьба Ивана с этим своим темным двойником обставлена с одной стороны с претензией на некую «матричную» психоделику, а с другой – весьма примитивно. Если бы всех внутренних демонов, как «вризрака» в «Гарри Поттере» можно было бы победить, всего лишь высмеяв, психотерапевтам и священникам пришлось бы уйти трудиться на производство. Идея все отменить и исправить, изменив прошлое, тоже какая-то слишком простая и нереальная, хотя и несет в себе важную мысль, что от одного сделанного выбора может зависеть очень многое.

В общем, с одной стороны, эта забавная картина с толикой драматизма и тотальным хэппи-эндом была очень кстати на зимних каникулах, способствуя ненапряжному релаксу, которого так жаждет душа, с другой – это, к сожалению, еще одна фантазия на тему родного фольклора, рассчитанная или на иностранцев или на тех, кто к этому фольклору равнодушен, предпочитая каких-нибудь «белых ходоков». А оно, наследие наше, право же, такого пренебрежения и примитивизации совсем не заслужило.