Новый «Бэтмен»: деконструкция Мифа
Бэтмен, несмотря на всю его мрачность и подчеркнутую андерграундность, остается одним из самых любимых и популярных супергероев в истории комиксов. Отважному борцу со злом в костюме летучей мыши осталось каких-то 17 лет до столетнего юбилея, а он все так же востребован, хотя и нельзя сказать, что его образ – как и образы его антагонистов - не претерпел никаких метаморфоз за все эти десятилетия.
Новый фильм Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном в заглавной роли, пожалуй, самый необычный из всех.
Прежде всего фильм старательно и последовательно зачищен от любых элементов «комиксовости», любой фантастичности и гротеска. Нет ни врагов, одетых в необычные костюмы, ни невероятных гаджетов, ни ужасных ядов массового воздействия. Даже мелькнувший «Бэтмобиль» не производит особенного впечатления – тачка после серьезной прокачки, не более. О суперспособностях речи вообще не идет.
Бэтмен (как и Железный Человек от фирмы-конкурента) был всегда интересен и необычен тем, что его не кусали радиоактивные пауки, не лупили молнии и он не рождался на далекой планете, населенной сверхлюдьми. Бэтмен – обычный человек, его оружие – интеллект, ловкость, отвага и целеустремленность в борьбе против зла. Ну, и материальные возможности, конечно – даже комиксы не способны убедить читателей и зрителей в том, то супер-арсенал возможно создать на коленке в старом гараже.
Но оригинальность «обычно-необычного» героя полостью нивелируется, если ему противостоят не мутанты с почти магическими силами или хотя бы преступные гении уровня Мориарти, а обычные бандиты, психопаты и террористы. Рядом с ними он превращается просто в очень крутого, но фрика, одетого в странные косплейные шмотки. Нового «Бэтмена» по сути нельзя назвать супергеройским кинокомиксом, он полностью сменил жанр, пытаясь влезть в костюм-тройку старого-доброго нуарного детектива, напоминая о том, что оригинальное название фирмы DC читается как Detective Comics. Получается это у него не то, чтобы органично.
Наиболее удачный образ, вполне соответствующий новой жанровой рамке – Пингвин в исполнении Колина Фарелла. Правда, не очень понятно, почему он прозван Пингвином, и он не таскает повсюду знаменитый зонтик, но попадание в образ гангстера средней руки – бессовестного, наглого со слабыми, трусоватого с сильными, но втайне амбициозного – весьма точное. Его босс, почти всесильный Фальконе (Джон Туртурро) сильно проигрывает ему и в убедительности, и в фактурности.
Вероятно, это тоже часть курса на слом комиксовых стереотипов – злодеи не должны выглядеть как злодеи. Главный антагонист – Загадочник злодеем не выглядит абсолютно, даже когда носит маску. Его маска даже больше похожа на кусок хлама, найденного на чердаке, чем маска Пугала из «Темного рыцаря», да и сам персонаж того же типа – психопатичный «ботаник». Он вызывает не отвращение и желание покарать, а жалость, смешанную с гадливостью. По слухам, его образ списан с реального маньяка, так и оставшегося непойманным, а потому у него нет ни лица, ни характера, которые не проявляются даже когда мы, наконец, видим его без маски и узнаем его предысторию.
В сыгранном Полом Дано антагонисте все настолько неубедительно, настолько заточено под чистую назидательную функцию, что остаешься даже не разочарованным, а в полном недоумении. Тут нарушаются и каноны детективного жанра – массовый убийца и террорист оказывается даже не условным «садовником», а вообще незнакомцем. Его единственное предназначение – доказать, то стремление вершить социальную и какую угодно справедливость без любви и милосердия порождает чудовищные плоды. Служить «кривым зеркалом» для героя.
А героем Бэтмен, по сути, никаким и не является, как и обещали создатели фильма. Большую часть картины он присутствует в кадре для мебели, иногда роняя проницательные и непонятно на каком мыслительном процессе основанные выводы. Без костюма он выглядит вообще несчастным и потерянным. Его борьба со злом – результат травмы, и Паттинсон отыгрывает эту (в принципе каноничную, но не главную) линию «на все деньги».
По замыслу фильма героя от маньяка-террориста отделяет лишь трудноуловимая черта, и находит Бэтмен эту грань далеко не сразу и лишь в тот момент, когда перестает быть супергероем и борцом со злом, а начинает спасать людей, дублируя местное МЧС. И, хотя в финале Бэтмен анонсирует все же планомерную зачистку Готэма, от всякой «разухабившейся твари», но свою фишку карателя-одиночки он явно утратил, сделавшись этаким волонтером-«дружинником» на службе социума.
Именно попытка сделать находящегося вне закона «темного рыцаря» кем-то социально приемлемым, смирным и благопристойным, «съедобным» для обывателя, к тому же внутренне надломенным и неуверенным в своей правоте – и есть главный, на мой взгляд, минус амбициозного проекта. Еще одна шокирующая деталь – Брюса Уэйна по ходу действия лишают возможности гордится своими погибшими родителями. Никто не бывает чистым, намекает режиссер, все грязненькие, а потому и нечего швыряться камнями в грешников в гордыне своей, лучше спасать детей и старушек. С виду это похоже на христианскую проповедь, да не совсем.
Примером для христианина, да и приверженца любой другой веры, кроме сатанизма, являются отнюдь не только раскаявшиеся грешники, а и чистые душой и телом праведники. А вот их в фильме негусто. Родители так и вовсе в полном составе выступают не примером для подражания, а причиной для стыда или ненависти – будь то Уэйн-старший, пошедший на отвратительную сделку с Фальконе, или сам Фальконе. Дворецкий Альфред – отцовская фигура для Брюса – выглядит вовсе жалко, оказываясь в сугубо страдательной роли. Разрыв связи поколений, кризис любых идеалов, включая идеалы справедливости – недуги современного общества, ярко проявившиеся в этом новом блокбастере. В этом смысле, в первые десятилетия 21 века супергеройский миф последовательно деконструирует сам себя.