Объявлены победители Третьей национальной премии имени Дзиги Вертова за выдающиеся достижения в сфере документального и авторского кино.
В центре внимания столичного кинотеатра «Иллюзион» прошла торжественная церемония награждения Третьей национальной премии имени Дзиги Вертова, посвященной достижениям в области документального кино. Согласно информационной заметке организаторов, по решению члена Гильдии неигрового кино и телевидения, входящих в состав Основного жюри, лучшим фильмом признана картина Татьяны Соболевой «Против ветра». В категории дебютных работ победу получил фильм Виталия Афанасьева «Сделайте красиво». Также была отмечена лучшая публикация — книга Наума Аврунина «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда», подготовленная журналом «Сеанс».
Президент Гильдии независимого кино и телевидения, Алексей Ханютин, отметил, что в этом году конкурс по сравнению с прошлым поразил большим числом ярких и оригинальных работ, укрепляя свои позиции. Особенность премии 2024 года заключается в появлении новой категории — признание за лучший литературный обзор в области неигрового кино. Эта идея возникла не случайно: Дзига Вертов долгие годы был не только создателем культовых фильмов, но и автором фундаментальных текстов, сформировавших взгляд на документальное кино. Его манифесты, эссе о Кино-глазе и Киноправде заслуживают не меньшего признания, чем культовая лента «Человек с киноаппаратом». Введение этой номинации — не только дань памяти великому режиссёру; мы убеждены, что современное документальное кино особенно нуждается в глубоком профессиональном осмыслении, аналитике и рефлексии процессов, происходящих в этой сфере.

Итоги 2024: ключевые события и новые горизонты в отрасли
Традиционно стартовая часть церемонии была посвящена подведению итогов и освещению важнейших событий прошедшего года. В 2024-м году индустрию пополнили новые значимые игроки — документальный кластер «НМГ Док» и ассоциация профессионалов российского неигрового кино «Страна.Doc». В кинопрокат вышло рекордное количество — 21 документальный фильм, собравших в общей сложности 145 миллионов рублей.
Особого внимания заслужил запуск фестиваля «Неизвестная Россия», организованный совместно с НТВ, который превзошел ожидания зрительской аудитории, предложив показ авторских фильмов по телевидению и получив исключительные рейтинги. Эти успехи подтверждают высокий интерес зрителей к документальному движению.
Также были отмечены яркие достижения фестиваля «Послание к человеку» и инициативы «Фонд поддержки регионального кино», оказывающие поддержку местным режиссерам и производствам. Важным нововведением стал проект «Лаборатория индустриального кино», созданный Гильдией неигрового кино при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Этот проект стал прецедентом — впервые в отечественной практике финансирование предоставляется на ранней стадии разработки проекта (девелопмента), что открывает новые возможности для авторов.
В поддержку лаборатории также выступил ВКонтакте, вручая специальный приз известной режиссеру Светлане Осиповой за её фильм «Цемент». В то же время, отрасль сталкивается с тревожной тенденцией — ежегодным сокращением государственных инвестиций. Особенно ощутимо это сказывается на проектах региональных студий и дебютах молодых кинематографистов, выходящих из российских киношкол, что вызывает озабоченность и требует поиска новых решений и поддержки.
Яркое сияние на торжественной церемонии: память о Лидии Степановой
Особое место среди мероприятий занял раздел, посвящённый советской режиссёрке неигрового кино — Лидии Степановой. В этом году она отмечает 125 лет со дня рождения — юбилей, который напомнил о её значимой роли в истории кино. В её фильмах оживала героическая эпопея советского государства, а сама судьба стала отражением более сложных и трагических страниц XX века. В фойе кинотеатра развёрнулась уникальная инсталляция «Линия жизни — хроника эпохи», где впервые были представлены личные документы, фотографии, письма и воспоминания, раскрывающие жизненный и профессиональный путь Лидии Ильиничны.
На сцене были продемонстрированы фрагменты фильмов «Есть метро!» (1935) и «По Краснодарскому краю» (1952), а также гостям праздника адресовал свои слова внук режиссера — Александр Рацимор, документальный режиссёр. Он отметил:
>«Лидия Ильинична Степанова заслуживает такой мемориальной памяти, как и многие другие выдающиеся документалисты и операторы. Она обладала той самой харизмой — внутренней силой и спокойствием в движении. Это был человек, для которого слово "нельзя" не существовало. Она всегда шла своим путём, делая то, что считала правильным».