На международной конференции в Санкт-Петербурге было поднято вопрос о прогрессе кинотуризма в России, его перспективах и возможностях для притяжения туристов.
На площадке XXV Санкт-Петербургского международного Контент-Форума 2 октября состоялся живой круглый стол, посвящённый развитию кинотуризма в России. В дискуссии приняли участие такие авторитетные специалисты, как генеральный директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, создатель экскурсионной программы «Кинопарк Москино» Елизавета Блинова, исполнительный директор группы компаний «Тари Тур» в Санкт-Петербурге Оксана Лебедева и руководитель киностудии «Ленфильм» Эдуард Суворов. Модерацию мероприятия обеспечил продюсер, главный редактор портала Кино-Театр.Ру и основатель интерактивного проекта «Кинокарта России» Жан Просянов, подчеркнувший, что кинотуризм — это глобальный тренд современности. Он поделился примером: тысячи туристов всё чаще отправляются в Новую Зеландию после просмотра «Властелина колец» и в Оксфорд — после знакомства с «Гарри Поттером».

В России тоже есть яркие примеры таких трансформаций. Наиболее заметным из них считается Териберка: после того, как в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан» эта рыбацкая деревня оказалась на экране, она превратилась в магнит для туристов со всей страны и мира. Аналогично возрос интерес к Ивановской области после съемок там трех частей сериала «Непослушник», а в Пермском крае популярность получила локация съемок «Сердца Пармы».
> «В этом плане Россия – страна, которая остается полностью неисследованной. У нас есть множество красивейших мест, которые до сих пор не появились на киноэкранах. Надеюсь, что появится дополнительный повод для путешествий — следить за местами съемок популярных фильмов и сериалов», — подчеркнул Жан Просянов.
Он также представил инновационный проект под названием «Кинокарта России» — интерактивную платформу, которая отображает на карте места съемок российских сериалов и фильмов, а также ключевые локации, сыгравшие важную роль в киноиндустрии страны. Уникальной особенность «Кинокарты» является возможность для пользователей не только просматривать, но и добавлять свои отметки — кинометки — делясь личными историями и публикуя фотографии. На сегодняшний день на карте расположено более 2800 точек, охватывающих съемочные площадки более 1000 отечественных кинолент и сериалов. Исходя из этих данных, были созданы 20 маршрутов — как пеших, так и автотуров. Дополнительно на базе «Кинокарты» снимается шоу «Где снимали», в котором знаменитые актеры и Жан Просянов путешествуют по регионам, устраивая кинопутешествия по местам съемок популярных фильмов.
На видеоконференции с участниками круглого стола первый заместитель руководителя комитета по туризму Санкт-Петербурга, Евгений Панкевич, поделился прогрессом в области кинотуризма. Он отметил, что город активно продвигает этот сегмент, привлекая туристов к съемочным локациям. Уже в 2016 году был создан один из первых маршрутов, посвященный сериалу об Анне Карениной, который стал невероятно популярным среди поклонников. В настоящее время существует около 15 маршрутов, охватывающих как съемки классической советской киноленты, так и современные фильмы и сериалы. «Мы открыты к сотрудничеству с киноиндустрией», — подчеркнул он. «Кинотуризм сегодня является важной областью, которая может принести дополнительный доход нашему городу», — добавил Евгений Панкевич.
Миляуша Айтуганова запустила уникальный проект «Казань на съемочной пленке», который уже завоевывает сердца местных жителей и гостей региона. Этот квест-велопутешествие проведет вас по знаковым местам, где оживали сцены известных отечественных фильмов. В путь стартует у Спасских ворот Казанского Кремля — место, которое сыграло ключевую роль в создании киноленты «Булат-батыр», снятой прямо в сердце города. Маршрут растянется по Казанско-Богородицкому монастырю, сценической площадке театра имени Галиасгара Камала, выставочному центру «Казанская ярмарка», а также к парку «Черное озеро», где в начале XX века впервые показывали фильмы под открытым небом, и к легендарному кинотеатру «Мир», где посетители могут посмотреть за кулисами работу киномеханика. Это путешествие неоднократно собирает полные залы, особенно среди молодежи и школьников, желающих прикоснуться к магии кинематографа и истории города.

Новые горизонты туризма и киноиндустрии в Санкт-Петербурге
Оксана Лебедева поделилась захватывающими новостями о динамичном развитии туристического сектора в культурной столице — Санкт-Петербурге. В 2023 году город посетили около 9,4 миллиона путешественников, и почти половина из них — 48 процентов — уже возвращались сюда ранее. «Это значит, что каждый второй турист ищет новые впечатления, возвращаясь, чтобы открыть для себя что-то ранее не увиденное, получить свежие эмоции. В этом контексте кинематограф может стать отличным источником таких уникальных переживаний», — отметила она.
Особое внимание было уделено тому, как фильмы влияют на туристические маршруты. Например, популярность прогулок по парадным и дворам-колодцам связана с эпохой перестройки и пришла из кинематографа Алексея Балабанова — благодаря фильму «Брат», ставшему культовым.
Елизавета Блинова представила уникальный проект — «Кинопарк Москино», крупнейшую в мире площадку для натурных съемок. Сегодня её территория занимает 180 гектаров, но уже в ближайшем будущем она увеличится более чем в пять раз — до 1000 гектаров, что сравнимо по площади с семью Голливудами. «Уже осуществлено 55 съемочных проектов, и мы не собираемся останавливаться. В год потенциал — до 200 фильмов», — отметила она. В настоящее время на территории расположено 65 уникальных локаций, а для съемок доступны 4 специально разработанных маршрута под открытым небом.
Эдуард Суворов о гармонии между туристами и кинематографом
Эдуард Суворов, руководитель киностудии «Ленфильм», высказал мнение, что проблем с совмещением туристических посещений и кинематографической деятельности на одном пространстве практически не существует. В качестве убедительного примера он привел Universal Studios, которые уже давно организуют экскурсионные маршруты, вдохновленные «Парком Юрского периода». Туристы идут по специально разработанным тропам, наблюдая за объектами, а в соседних павильонах тем временем проходят съемочные работы. Такой подход успешно реализуем и в нашей стране, объединяя просмотр кино и экскурсии в единое культурное пространство.
Жан Просянов подчеркнул, что для запуска действительно востребованного киномаршрута необходимо иметь крепкий и узнаваемый кинобренд. Примерами таких брендов он назвал «Питер FM», «Елки» и «Сердце Пармы». Следующим шагом становится тщательное планирование — определить ключевые локации маршрута, оценить их популярность и нагрузку, подобрать компетентного экскурсовода, выбрать туроператора. После этого нужно установить цену билета и начать получать доход. По мнению Просянова, привлекательными маршрутами могут стать экскурсии по «Петербургу майора Грома» и «Петербургу Балабанова». В завершение дискуссии Дмитрий Казуто, руководитель Санкт-Петербургского международного Контент-Форума, объявил о грядущем масштабном мероприятии в следующем году, специально посвящённом кинотуризму. Он отметил, что развитие этой сферы имеет огромное значение для стимулирования внутреннего туризма и поддержки экономики регионов.