«Морбиус»: добро должно быть с острыми зубами
Летучие мыши особенно популярны в этом сезоне, что, в общем, и не удивительно в эпоху коронавируса. Хотя антигерой Морбиус из комиксов Marvel гораздо мнее популярен, чем неоднозначный, но все же герой из вселенной DC, можно было бы ожидать, что история о Живом Вампире получится интересной – хотя бы знакомством с персонажем, до сих пор находившимся в тени – во всех смыслах. Но, увы, не получилось. Правда, у конкурентов тоже вышло хуже, чем могло бы, несмотря на куда более серьезный уровень исполнения и гораздо более высокие оценки от критиков и зрителей, но это вряд ли может утешить создателей супергеройского ужастика.
«Морбиус» собрал под свое черное крыло весьма неплохих актеров, прежде всего, это главный дуэт друзей-врагов в исполнении Джареда Лето (Морбиус) и звезды «Доктора Кто» Мэтта Смита (Майло). И играют они вполне на уровне – вот только играть им особо нечего. Хотя экшен-сцен вроде бы хватает, и конфликт присутствует не только на уровне мордобоя, но и моральный. Только все равно ощущение остается такое, что имеешь дело с чем-то сделанным даже не из вторсырья, а из папье-маше, тем детским способом, когда на простейшую форму вроде глобуса наклеивают кусочки старых газет.
Все это мы уже видели, причем, даже совсем недавно – в «Веноме». И «Веном», в отличие от «Морбиуса» решает действительно важный и серьезный конфликт человечности с внутренним хищным началом (которому, конечно, совершенно не обязательно являться откуда-то из космоса) с полупародийной задорностью – и этим спасает положение. Плохо ли, хорошо ли, но истории из книжек для воскресной школы и даже гениальный для своего времени «Джекил и Хайд» в пост-ироничном 21 веке продаются плоховато. Тем более странной выглядит идея еще раз вкладывать зрителю в рот уже разжеванное, но куда более пресное.
Вообще весь сюжет кажется выкопавшимся откуда-то из-под руин 19 века и стоит в одном ряду с «Дракулой» и «Франкенштейном», представляя собой гибрид их обоих. Кажется, что даже уровень научных знаний остался на том же уровне, причем, знаний, вычитанных викторианским обывателем в колонке «Смесь».
То, как нам показывают летучих мышей-вампиров, можно назвать двумя словами – испанский стыд. «Гениального ученого» Морбиуса, утверждающего, то эти мыши являются ужасными убийцами, накидываются стаей и разрывают жертву на части, следовало бы лишить не только Нобелевской премии, но и диплома, а за содержание несчастных животных в огромной стеклянной банке, где не за что уцепиться, его должны были бы засудить зоозащитники гораздо раньше, чем он успел бы натворить других бед.
Почему, введя в свой организм вытяжку из совершенно обычных и на самом деле вполне мирных зверюшек, главный герой загадочным образом обретает суперспособности классического упыря, включая возможность телепортации в клубах дыма и почти абсолютную неубиваемость, которыми сами мыши не обладают, спрашивать вообще бесполезно. Паук Питера Паркера был хотя бы радиоактивным мутантом…
Но Бог с ними, с сюжетными нелепостями. Главное несчастье фильма в том, что и внешне напоминающий Христа Морбиус, и его почти воображаемый друг Майло крайне неубедительны и не выглядят живыми людьми. Такое чувство, что они единственные и уникальные инвалиды детства на свете, что все остальные люди на Земле возмутительно здоровы и счастливы, а потому этим двоим не остается ничего, кроме как маниакально жаждать исцеления, не останавливаясь ни перед чем или почти ни перед чем. Разумеется, доктор, как и положено доктору, спасает жизни, но это лишь побочный эффект его истинной тайной страсти.
В этом, конечно, заложен назидательный посыл, но он такой явный, что вызывает зевоту. На самом деле полностью свободным от эгоистических мотивов может быть разве то все тот же Христос, и Морбиус явно не заслуживает такого наказания как превращение из благообразного страдальца в адское кровожадное чудище. А поскольку исходные моральные качества героя никак не объясняют этой трансформации, то его конечный выбор в пользу если не лучезарного добра, то сумеречной справедливости с острыми клыками заведомо ясен. Интриги как таковой нет.
Интриги тем более нет и в случае с Майло, просто потому что как личность до своего торжественного слетания с катушек он не раскрыт совершенно. Как и их многолетняя дружба с Морбиусом. Это на самом деле и не дружба вовсе, а фанатичное и нездоровое служение Морбиуса живому идолу. Майло – всего лишь тело с воткнутыми в него иглами капельниц, живущее лишь надеждой на чудесное спасение, которую с детства взращивает в нем «друг». Потому его выбор тоже предопределен – тело с неразвившейся душой просто не могло не возмутиться и не взбунтоваться, когда у него из-под носа выдернули единственный смысл влачить существование, под совершенно непонятный лепет о каких-то этических материях.
Майло в каком-то смысле абсолютно невинен, даже не как дикарь, а как лабораторный кролик. По какой причине окружающие его люди или хотя бы книги не привили ему минимальных представлений о морали – загадка, но это так. Мэтт Смит при этом довольно неплохо изображает демона во плоти, совершенно сознательно выбирающего зло абсолютного эгоизма, и этот внутренний диссонанс разрывает образ в клочья. Там, где нет этического багажа, нет и выбора, потому что просто не из чего выбирать.
Будь образы главного героя и его антагониста прописаны хоть сколько-нибудь убедительно и не будь в сюжетной фактуре столько нелепиц, непростительных даже для комикса, можно было бы сказать фильму спасибо за единственную интересную и актуальную идею, которую можно в нем найти – упование на чудеса науки, как на нечто, призванное обеспечить чисто физический комфорт, здоровье, долголетие и даже в перспективе бессмертие очень вредно без взращивания лучших душевных качеств, прежде всего, любви к ближнему и порождаемой ею ответственности. Но эта важная, хотя и довольно очевидная, мысль оказалась погребена под такой грудой банальностей и художественных просчетов, что отыскать ее можно только если очень постараться. Увы, фильм своей откровенной вторичностью, ходульностью и скучной назидательностью в принципе отбивает желание что-то в нем искать.