Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии Министерство неджентльменских дел

Министерство неджентльменских дел

05.07.2024

Военные приключения – жанр довольно опасный. За головокружительными перипетиями сюжета и лихими подвигами героев легко забыть о том, что война – это не экстремальный вид спорта и не разновидность сафари. Что это всегда так или иначе большое, хоть и сопровождающее человечество всю его историю бедствие. И что смерть человека – даже врага – это не совсем то же самое, что разлетающаяся от меткого выстрела бутылка. Гай Ричи – один из самых любимых в России режиссеров, и новый его фильм тоже сразу попал в десятку популярных новинок этого года. Наверное, во многом заслуженно – сделана лента блестяще, в «фирменном» стиле Ричи – захватывающе, искрометно, с почти хореографическим построением сцен. И все же этот дебют режиссера в теме Второй Мировой вызывает много вопросов. Для начала – о «реальных событиях». Они описаны в книге британского писателя и режиссера-документалиста Дэмиена Льюиса «Министерство неджентльменской войны: как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции». Операция, которая легла в основу фильма, далеко не самая яркая из описанных Льюисом и уж точно не самая кровавая. Да, собственно, тайные дела на то и тайные, что обычно делаются тихо. Все «неджентльменство» операции под кодовым названием «Почтмейстер» заключалось в том, что проводилась она на нейтральной территории и могла вызвать крупный дипломатический скандал. Все должно было выглядеть так, будто три корабля из-под носа у итальянцев и немцев увели какие-то неведомые «пираты XX века», а не британские агенты. И все прошло максимально аккуратно, быстро… и практически бескровно. Этого удалось достичь в немалой степени из-за того, что исполнители отлично умели держать себя в руках и не развлекались, а выполняли свою работу, изобретательно и творчески.

Не то главные герои фильма. Похоже, режиссер решил устроить соревнование с Тарантино и его «Бесславными ублюдками», причем, взяв не качеством, а количеством. Немцев герои убивают буквально толпами из всех видов оружия, от лука до зенитного пулемета, при этом получая огромное удовольствие. Если мотивация «ублюдков» вполне понятна, то о счетах пятерки главных героев к нацистам упоминается вскользь и как-то дежурно. В результате они выглядят просто отмороженными головорезами, которым нравится убивать людей, а их личные потери – всего лишь удобное самооправдание, о котором, впрочем, они сами давно забыли. Их командир, носящий вполне реальное имя Гас Марч-Филлипс (говорят, именно с этого блестящего агента был списан образ Джеймса Бонда) в исполнении Генри Кавила и в трактовке Ричи ведет себя как патологический садист и мародер, а здоровяк Андерс Лассен (Алан Ричсон) и вовсе любит вырезать сердца у еще живых врагов. Немцев от их рук гибнет столько, что в массовке, кажется, начинают мелькать одни и те же лица. При этом грохота выстрелов загадочным образом никто до последнего не слышит, а один из героев лишь в самом конце получает легкую рану.

Конечно, это можно списать на несерьезность жанра, однако, при чем тут реальные люди, на чью память, вольно или невольно, оказалась брошена тень? К слову сказать, никто из пятерых не дожил до конца войны. Даже то и дело возникающая мысль о том, что фильм снимался с некой «фигой с кармане», например, со спорной точки зрения, что на войне героев не бывает, а есть только убийцы, то и эта цель явно не достигнута, потому что акценты расставлены весьма мутно и непоследовательно. Есть и еще один момент, который портит качественно снятую картину чисто с кинематографической точки зрения. В какой-то момент – достаточно быстро – за главных, да и второстепенных положительных героев попросту перестаешь волноваться. И даже не потому, что они выглядят не слишком приятными людьми (некоторым нравятся маньяки и отморозки), а потому, то автор им бессовестно подыгрывает. Им все настолько легко удается, как не снилось и каким-нибудь Мстителям, даже неубиваемый Дэдпул иногда страдает и терпит неудачи, а эти вроде бы обычные люди - нет. Ситуации же настолько нарочито, до пародийности, неправдоподобны, что невозможно оценить и тактические таланты героев. Все это не слишком хорошо даже для авантюрной комедии. Впрочем, Гай Ричи остается Гаем Ричи и для не слишком впечатлительных зрителей, желающих весело провести вечер, «Министерство неджентльменских дел» будет неплохим выбором.