«Лунный рыцарь»: зеркало для нового героя
Недавно вышедший мини-сериал по комиксам Marvel «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком в главной роли получил доброжелательные отзывы зрителей и критиков. Таким образом когорта экзотических супергероев, совсем не похожих на первый взгляд на героев, пополнилась. Хотя этот персонаж завоевал популярность еще в конце 70-х, киновселенная Marvel – это все же особое явление, потому что нацелена не только на сообщество «гиков», а на гораздо более широкую аудиторию.
До сих пор самым ярким «фриком» и безумцем со сверхспособностями в этой вселенной был Дэдпул. Вселенная DC более богата подобными личностями, хотя и там большинство из них все же являются злодеями, если не считать пеструю команду «Рокового патруля».
«Лунный рыцарь» также продолжает традицию Marvel играть с мировой мифологией, и в этом он идет гораздо дальше того же «Тора», основные герои которого являются в большей степени могущественными инопланетянами, чем богами. На сей раз в сюжете задействованы самые настоящие египетские боги, хотя и сильно потрепанные временем, и это тоже по-своему интересно. Есть в этом что-то от творчества Нила Геймана, ставшего в последнее время весьма популярным. Впрочем, интерес к древнеегипетским мифам существовал всегда, достаточно вспомнить всем известную «Мумию».
Но все же занятнее всего личность главного героя, который в первой серии предстает как типичный «маленький человек», к тому же с большими странностями. Вскоре выясняется, что нервозный, неуверенный в себе Стив, заурядный продавец в музейной сувенирной лавке, страдает не только тяжелой формой лунатизма, но и расщеплением личности – ему достаточно посмотреть в зеркало или любую гладкую поверхность, чтобы на него взглянул и заговорил с ним совсем другой человек с его лицом.
Дальше больше, выясняется, что Стив одержим не только увлеченностью древнеегипетской культурой, но и самым настоящим древнеегипетским богом, пусть и не таким популярным, как Озирис, Анубис или Сет. Все эти стороны его жизни проявляются постепенно, пусть и с ошеломительностью затопляющего созданный им затхлый, но комфортный мирок цунами.
Постепенно оказывается, что неспособный обидеть даже муху Стив на самом деле – умелый и циничный наемник Марк Спектор, заключивший договор с древним богом Луны Хонсу в обмен на свою жизнь. С тех пор он действует как аватар этого карающего преступников божества и «несет возмездие во имя Луны» весьма жестокими методами.
Тема борьбы со злом и возмездия в интерпретации «Лунного рыцаря» чем-то напоминает главный моральный конфликт «Бэтмена» Мэтта Ривза. Главный антагонист сериала фанатик Артур Хэрроу, как и его госпожа, безумная богиня Амат, считает, что за злые дела следует наказывать до их совершения и уничтожает всех, в ком есть семена дурных поступков, даже если этот человек ребенок или старик, который прожил долгую жизнь и не совершил ничего ужасного. Искоренение зла как такового становится для Хэрроу самоцелью, он готов уничтожить большую часть человечества, освободив Амат, а оставшееся меньшинство превратить в безвольных счастливых овец, похожих на жертвы лоботомии.
Марк Спектор (и тем более Стив Грант) тяготится своей ролью карателя и желает освободиться от своей миссии. Кстати, и в боге Хонсу нет милосердия и благородства, он весьма цинично использует свои человеческие орудия. У зрителя возникает ощущение, что борьба со злом – это в принципе довольно странная и опасная идея. Если в «Бэтмене» Ривза конфликт как-то разрешается тем, что главный герой преодолевает свою одержимость возмездием и начинает думать прежде всего о защите невинных, то Марку Спектору и Стиву Гранту не так повезло. Свобода выбора и свобода вообще оказываются для них иллюзией, так как Хонсу смог договориться «за их спиной» с еще одной личностью в том же теле.
«Божественная» одержимость выступает в сериале как метафора одержимости любым комплексом идей вообще, и это тоже примета нашего времени. ХХ век весь прошел под знаком сшибки радикальных идей, да и первые десятилетия нового века тоже полон подобными примерами. У многих сложилось впечатление, что идеология – зло сама по себе, а Света и Тьмы не существует, впрочем, как и нормальности, есть лишь оттенки серого и разные фигуры «тараканьих танцев» в головах у людей.
Главный герой «Лунного рыцаря» похож на одну из ведущих героинь «Рокового патруля», Безумную Джейн, спасающуюся от детских травм в «Подземке» своего подсознания, где обитает целая коммуна ее альтер-эго. Психотерапевтический момент, связанный с детскими травмами, присутствует и в «Лунном рыцаре».
Герой-травматик все больше выступает на первый план в современных экранизациях комиксов и им подобных псевдоэпосах. Кажется, в душевное здоровье уже мало кто верит или оно представляется не очень интересным, а убежденность в своем жизненном выборе и вовсе выглядит чем-то подозрительным. В каком-то смысле, это тоже можно считать некой травмой или способом убежать от нее.
Так или иначе, а сделан сериал очень остроумно, увлекательно и, под стать главному герою, вполне безумно, а режиссерское трио во главе с египтянином Мохамедом Диабом, что называется «оттянулось на все деньги», как и актеры.
Порой калейдоскопическая смена реальностей заставляет зрителя усомниться в собственном душевном здоровье или, как минимум, ощутить головокружение, словно на экстремальном аттракционе. Это зрелище, которое трудно забыть, и оно стоит того, чтобы в него погрузиться.