Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Фуриоса»: растут ли персики в аду

«Фуриоса»: растут ли персики в аду

03.06.2024

Иногда даже снятый с полной отдачей и вовсе не бездарный фильм рискует «не попасть в жилу» и получить обидный афронт в прокате. Так случилось и с приквелом принятой зрителем на ура «Дороги ярости» из серии постапокалиптических автомобильных вестернов о Безумном Максе. Сложно сказать, почему так вышло. Может быть, сразу после «Дюны 2» пустынные пейзажи показались слишком непривлекательными и посетителям кинозалов захотелось чего-то другого?

А может быть, потому что в фильме не оказалось самого Макса Рокатански, и даже затмившая его в предыдущем фильме героиня Шарлиз Терон мало того, что предстала в ином облике, но и сама в свою очередь несколько поблекла по сравнению со своим заклятым врагом, жестоким шутом и позером, которого задорно и ярко сыграл Крис Хэмсуорт? Или дело в нарушении законов жанра, в том, что «Фуриоса» не представляет из себя классический фильм-погоню с элементами роуд-муви, а рассказывает о становлении персонажа, что могло показаться фанатам саги слишком непривычным и не особо интересным?

Тут можно только гадать.

Фильм в самом деле, особенно если посмотреть его сразу после «Дюны», сперва вызывает некоторое раздражение. Если Вильнев старается снимать одновременно для визуальных гурманов и ценителей реализма, то, Миллеру реализм не особо интересен, напротив – чем экстравагантнее выглядит техника (пусть и переделанная из вполне узнаваемых прототипов) и чем более дико и «панково» смотрятся персонажи – тем лучше.

Свет и построение сцен тоже не имеют ничего общего с реализмом, начало фильма вообще напоминает кусок из заснятого на камеру театрального спектакля или даже из мультфильма, только с живыми актерами. По слухам, первоначально режиссер думал создать историю однорукой воительницы именно средствами анимации, и это чувствуется на протяжении всей картины. Не оставляет ощущение, что смотришь японское аниме.

Но все же главное в фильме не это и даже не эффектные погони на стальных чудовищах и двухколесных конях и жестокие схватки отморозков, ни в грош не ставящих свою и чужую жизнь. Автор попытался подойти к происходящему с остатками человечества более философски. Уже в «Дороге ярости» мы видим не просто банду Несмертного Джо, а своеобразный тоталитарный культ, основанный на отголосках северного мифа – берсерки, Вальхалла, эйнхерии…

В «Фуриосе» тема обрывков утраченной культуры продолжается. У каждого местного тирана в руках остался какой-то обессмыслившийся фрагмент, за который он, тем не менее, держится, как главный антагонист – за старого плюшевого мишку. У кого-то это античность, пусть и в виде единственного старого плаща и греко-римской колесницы, гротескно запряженной мотоциклами, у кого-то чудом сохранившаяся репродукция картины эпохи Возрождения.

Но эти высохшие шкурки когда-то великой культуры позволяют тотально несчастным двуногим хищникам не одичать до конца – или хотя бы думать, что этого пока не случилось. Хранителем утратившего смысл знания и летописцем всемирного упадка выступает как будто не меняющийся со временем древний старик с покрытым письменами лицом, который, как и история, всегда где-то рядом с очередным победителем…

У Фуриосы тоже есть свой заветный артефакт – персиковая косточка из Зеленых земель. Но, в отличие от всех остальных реликвий, она не столько о прошлом, сколько о будущем, ведь из косточки может вырасти дерево! И в финале оно действительно вырастает – из весьма необычной «почвы», знаменуя торжество живого над отжившим, мира тех, кто способен давать жизнь, над теми, кто может только убивать и играть пустыми словами, потому что пусты внутри.

Разумеется, в этом можно разглядеть уже несколько набившие оскомину идеи феминизма, но при этом поданные не в лоб, а через интересные символы, заставляющие задуматься. К тому же, как мы уже знаем, Фуриосе не дано вернуться в свой потерянный рай – его больше нет. Возможно ли вырастить новый райский сад посреди ада и не будут ли горчить эти персики?

Неизвестно, как сложится дальше судьба франшизы и удастся ли Джорджу Миллеру реализовать свои задумки на фоне вполне вероятного кассового неуспеха «Фуриосы». Хотелось бы надеяться на продолжение, потому что вселенная «Безумного Макса» может со временем стать чем-то более любопытным и поучительным, чем экстравагантный постапокалиптический кинокомикс о вечных погонях.