Доктор Стрэндж и мультивселенная кинокомиксов
Фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» продемонстрировал отличный результат в мировом прокате, несмотря на два крупных рынка, оставшихся неохваченными – российский и китайский. Первый «отвалился» из-за наложенных Голливудом санкций, китайским же цензорам не понравилось то, что у одной из ведущих героинь в анамнезе оказались две мамы (причем, дело обошлось даже без поцелуев). Все равно, более 873 миллионов долларов при 200 миллионах бюджета – то более чем примечательное коммерческое достижение. Критики тоже оказались достаточно благосклонны – на сайте Rotten Tomatoes лента получила 75% свежести.
Для массового российского зрителя (понятно, что в наши дни санкции беспокоят лишь владельцев прокатных сетей) «Доктор Стрэндж 2», при всей своей зрелищности, увлекательности сюжета и Бенедикте Камбербэтче в главной роли, все же является серьезным испытанием. Ибо эта фантастическая история – вовсе не сиквел первого фильма о супергерое-волшебнике, вышедшего в 2016 году. С тех пор в киновселенной Marvel утекло слишком много воды, причем, не только в виде таких мощных потоков как полнометражки о Мстителях, но и сериальных ручейков, известных лишь верным фанатам кинокомиксов. Так что просмотр фильма может показаться чем-то вроде перелистывания семейного альбома дальних родственников, которых не навещал лет двадцать. Если, например, вы не смотрели сериал «Ванда/Вижн», то испаряется изрядная часть эмоциональной подоплеки того, что случилось с главной злодейкой – Вандой Максимофф – Алой Ведьмой (Элизабет Олсен). Толком непонятна причина одержимости, которая и превратила ее на время в злодейку, того самого «безумия» (самого настоящего, из области психиатрии), которое заявлено в заглавии.
Пожалуй, это главный минус фильма – он, по сути, является лишь очень длинной серией большого сериала, а не самостоятельным произведением, каким был первый сольник Стрэнджа. Когда невозможно сразу и целиком погрузиться в некий вымышленный мир, а требуется предварительно «учить матчасть», теряется очень многое. В России и многих других странах далеко не так, как в США, развита так называемая «гик-культура», представители которой до мелочей и на зубок знают все подробности всех разветвлений мира комиксов, фантастических фильмов и игр.
Второй минус – который для кого-то может оказаться как раз плюсом – это некоторая камерность центрального конфликта. С точки зрения спецэффектов и масштабов происходящего – в фильме весьма изобретательно и многообразно показан весь спектр параллельных миров, составляющих мультивселенную, в том числе и самых странных и психоделических – все, в итоге сводится к сугубо личной и сугубо женской проблеме. Да, это трогательно (особенно, если знать бэкграунд), но в первом фильме все же конфликт был несколько глубже. Впрочем, есть здесь и некая мудрость – ведь из обычного житейского «сора», личных человеческих травм, несчастной любви и горя могут произрастать не только стихи, но и крупные катастрофы. Эгоизм – он не только в желании безграничной власти, но и в неспособности смириться и отпустить.
Так или иначе, пусть «Доктор Стрэндж 2» и нельзя назвать шедевром, вышел он зрелищем крепким и вполне достойным просмотра. А финал, тот способ, которым герои одерживают победу, и вовсе чрезвычайно интересен, и удачен. Воистину, порой следует бояться исполнения своих желаний, особенно если эти желания эгоистичны и неразумны. Тема столкновения иллюзий и реальности, бывшее основным содержанием «Ванды/Вижна» и всей линии Алой Ведьмы, здесь получает логическое завершение. Если пытаешься украсть чужую жизнь и чужое счастье, чтобы воплотить свои фантазии, реальный мир непременно отомстит, ударив в самое больное место. Причем, если Доктор Стрэндж берет на себя «героическую» часть со схватками и мрачными некромантскими практиками, то его спутница, юная путешественница по мирам Америка Чавес (Сочил Гомес) использует женскую эмпатию и побеждает, формально сдавшись. Финал и сцена после титров намекают на продолжение, а явный прокатный успех делает еще одно сольное выступление могущественного чародея вполне возможным.