Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии Четыре души койота: и даже горы не вечны

Четыре души койота: и даже горы не вечны

05.08.2024

Парадоксальная вещь – индейцев и индейский антураж любят очень многие, с детства, и при этом об индейской культуре – не киношной, а настоящей – что-то знают только специалисты и очень увлеченные люди. Некоторые из них индейцы – но не все. Венгерский режиссер-мультипликатор Арон Гаудер, решивший копнуть глубже книг Майн Рида и Фенимора Купера и старых фильмов с Гойко Митичем, с удивлением обнаружил, что даже в США и Канаде нет ни одного полнометражного мультфильма на основе индейских легенд, сказок и истории местных племен, Покахонтас – определенно не в счет. И решил восполнить этот пробел.

Мультфильм Четыре души койота начинается вроде бы буднично и даже скучновато – представители крупной компании под предводительством нервной и черствой бизнесвумен собираются протянуть на землях индейцев нефтепровод и хотят срыть священную гору на его пути, молодые индейцы и экоактивисты протестуют. Но это всего лишь завязка, рамка. Да и самые первые кадры со зловещей, неудержимо ползущей вперед змеей, которая превращается в черную трубу, намекают на то, что все вряд ли сведется к экранизации газетных новостей. Вечером в лагере активистов старый индеец начинает рассказывать легенду возникновения этой древней земли и всего живого на ней. О Старике-Создателе, о первых животных и первых людях. И о хитром Койоте.

Мало кто уважает шакалов – и койотов тоже, этих неприятных, повсюду шныряющих падальщиков. Но у североамериканских индейцев к Койоту из сказок отношение двойственное. Он хитрый и коварный трикстер, подстраивающий другим животным ловушки – из жадности и просто из озорства. Но он и не обычный вредитель, а куда более сложная фигура, играющая свою важную роль. А в легенде, которая разворачивается на экране, он еще и не вполне обычный зверь, а, скорее, полубог. Его морда напоминает навершие тотемного столба, он ходит на двух ногах и носит набедренную повязку. И он не был вылеплен из глины, как другие звери и птицы, а родился из кошмарного сна задремавшего Создателя. У него четыре души, воплощающие темные желания и инстинкты. И именно он, Койот, создал первых людей, украв у Создателя кусок чудесной глины. Поначалу он думал их просто съесть, но Создатель заставил его заботиться о них, и Койот заботился – как умел. Первым людям пришлось увидеть, как Койот совершил первый обман и убийство, принеся в мир смерть – а вместе с нею и смену времен года, то есть, вообще время. Потом он научит и своих подопечных-людей охотиться и есть мясо, и прочие, мирно жившие по соседству друг с другом звери тоже возжаждут плоти и крови – и Создателю придется сделать так, чтобы все плодились и размножались. А в это время далеко за океаном из первой неудачной глиняной куклы, выброшенной Койотом в море, постепенно рождаются бойкие, изобретательные и хищные цивилизации…

Велико искушение счесть Койота кем-то вроде местного дьявола, сеющего только зло и бедствия, разрушающего гармонию и несущего хаос. Но все куда сложнее. Идеальный первозданный мир был лишь статичной заготовкой, проделки Койота двинули историю – или Историю – вперед. А гармония пересобралась из хаоса заново – не столь совершенная, с нотами боли и горя, но все же гармония, воплощенная в Круге Жизни. Тому, кто все это устроил, в Круге места не нашлось, и обида толкает его на мстительную выходку – попав в мир «бледнолицых», он врет им с три короба про богатства родной земли. Вскоре он пожалеет б этом, но будет уже поздно. И тогда окажется, что даже у беспринципного и изворотливого койота с четырьмя душами есть за последней оставшейся душой что-то святое…

Мультфильм Четыре души койота можно критиковать за то, что рамка, в которую заключен миф о Сотворении, слишком отдает типичной «левой» повесткой, а белые люди почти абсолютно демонизированы – даже рабочие, которые отчасти на стороне индейцев, похожи, скорее, на выходцев из Латинской Америки. Финал – впрочем, открытый – и вовсе предельно наивен. Но это все мелочи по сравнению с чудесной атмосферой, в которую мультфильм погружает зрителя. Здесь нет дешевой экзотики, обилия перьев, боевой раскраски и прочего набора банальностей. Это неторопливый и вдумчивый разговор о добре и зле, мудрости и безрассудстве, о самоотверженной любви к родной земле, необходимости ответственного и бережного отношения к прекрасному и хрупкому миру. «Ничто не вечно, кроме земли и гор», гласит слоган картины. Но выходит, что даже древние горы нуждаются в защите…