Начните вводить название для поиска
Главная страница Рецензии «Чебурашка»: как перестать быть крокодилом

«Чебурашка»: как перестать быть крокодилом

28.05.2024

Есть три категории кинозрителей – одни хотят, чтобы им непременно сделали так же хорошо, как в детстве. Чтобы любимая книжка или мультик непременно, до каждой буквы, были перенесены на большой экран – иначе несчитово. И не важно, что получившееся будет выглядеть нелепым реликтом. Другие хотят, чтобы старая сказка была непременно вывернута наизнанку – тогда будет забавно, современно и модно. Ну, и как водится, есть средняя позиция.

Киносказка «Чебурашка» отлично удовлетворяет этой «золотой середине». И, хотя многих героев просто не узнать, да и атмосфера в фильме весьма далека от советских мультиков и, наверное, ближе к поздним рассказам Успенского, написанным уже в 90-е, все же главный посыл историй о странном ушастом существе и его старшем друге остался прежним: главные ценности – это доброта, дружба, семья, а эгоизм и жадность – зло, но даже тот, кто поражен этими недугами, может «вылечиться».

Хотя, некоторая парадоксальная инверсия и здесь присутствует. Если в сказках Успенского страшный и безжалостный в природе холоднокровный хищник неожиданно предстает мягким, интеллигентным и человечным во всех отношениях, то в фильме режиссера Дмитрия Дьяченко Геннадий, человек доброй, в общем-то профессии – садовник, живущий среди прекрасной южной природы, если не совсем уж крокодил, то не очень приятный, черствый с виду тип, унылый педант, резкий и неуживчивый. И гармошка давно пылится в его доме без дела. И на это есть причины. Когда-то трагическая случайность и собственное малодушие лишили его семейного счастья и теперь, кажется, вернуть ему утраченное может только чудо. И оно происходит – хотя поначалу кажется всего лишь еще одной досадной проблемой

Так что, хотя в этой сказке и нет острого конфликта между добром и злом, но бороться с недобротой и нелюбовью (ох уж эта нелюбовь, которой посвящено столько фильмов последних десятилетий!), своей и чужой, придется не только «старухе Шапокляк», которая теперь не какая-то вредная и чудаковатая пенсионерка, а почти всесильная (в локальных масштабах) «шоколадная королева» Римма.

Свои уроки придется выучить и деду Гене, и его дочери, которая долгие годы не могла простить отца, провалившего однажды экзамен на отцовство. Всех их научит любви, состраданию, прощению и смелости маленький, смешной и беззащитный говорящий зверек неизвестного науке вида, которого занесло в город вместе с тоннами буквально свалившихся с неба солнечных апельсинов. И его огромные уши вполне символичны, ведь люди так часто не умеют слушать ни друг друга, ни свое сердце.

Конечно, можно посетовать на то, что вместо дружных пионеров Чебурашка встречает злых озорников, а вместо детской площадки в кадре строят ларек для местного конкурса предпринимателей. Но какие времена – такие уж нравы и конфликты. Возможно, современным детям полезно с младых ногтей знать, что нечестной конкуренцией и промышленным шпионажем занимаются только всякие противные крысюки и их злые хозяйки. Да и фильм не совсем детский, а «семейный», в прямом смысле слова.

Можно пожалеть лишь о том, что в нем не обошлось без толики того юмора, который называют «сортирным» - некая слишком наглядная метафора может, пожалуй, отучить сладкоежек с богатым воображением есть шоколад, да и без страданий сказочного героя, отчаянно ищущего горшок, можно было бы вполне обойтись. До сих пор как-то мало кого интересовало, как оборудовано «местечко задумчивости», например, в избушке Бабы Яги…

В целом же фильм по праву получил любовь зрителей и рекордные сборы в прокате. И дело тут не только в ностальгии. Отличная игра Сергея Гармаша, Елены Яковлевой, Полины Максимовой, Федора Добронравова и Дмитрия Лысенкова, а также актеров второго плана, сочная южная природа и атмосфера праздника, пусть и омраченного порой будничными заботами и дрязгами, но лишь на короткое время, способны поднять настроение даже пожилому крокодилу.