Блиндаж: странная сказка и проблески подлинного
Попытки нашего кинематографа обращаться к теме Великой Отечественной войны происходят регулярно и с переменным успехом. Фильм Блиндаж режиссера Марка Горобца, по сценарию Ильи Куликова кинематографической удачей назвать сложно – как, впрочем, и совсем позорным провалом. Все же некоторые задачи авторам решить удалось. Но сначала о том, что вызывает искреннее недоумение.
Прежде всего, авторы слишком последовательно отнеслись к жанру «фантастика». Одного приема с перемещением главных героев в прошлое им, похоже, показалось мало, и они изначально поместили их в некую альтернативную реальность. В ней Донецк и его окрестности, включая Саур-Могилу, находятся… посреди густых лесов. Увидев это в самом начале, некоторые из тех, кому важна история именно тех мест, могут просто бросить смотреть. И понять их можно, потому что дальше все будет происходить именно в этих загадочно выросших в донецких степях типичных лесах средней полосы.
Можно, конечно, пофантазировав, решить, что это «не баг, а фича» и что таким образом создатели фильма хотели провести мысль о единстве России и Донбасса. Но вышло откровенно не очень. Тем более, что дальше пришлось уже думать о том, как загнать в эти волшебные леса лавину немецких танков. Конечно, с помощью компьютерной графики можно провернуть и не такое, но вопросы, как говорится, остались. Более мелкие странности перечислять даже нет смысла – их слишком много.
Фильм Блиндаж страдает излишней красивостью в построении сцен. Ох уж это так полюбившееся некоторым нашим режиссерам слоумо и монтажные рывки! Огорчает и явная вторичность задумки, и предельная наивность сюжета. И все же что-то не дает счесть картину беспомощной поделкой. Ближе к финалу о недостатках и ляпах понемногу забываешь, потому что авторы, не щадя, окунают зрителя в неприукрашенную атмосферу войны – во всю кровь, грязь, страх, изнеможение, боль и смерть, которые она несет с собой.
Сергей, доктор со «скорой», раньше особо не задумывался о смысле жизни и, хотя приехал в Донецк из Москвы (то ли по зову сердца, то ли просто от неприкаянности), так и оставался благополучным парнем, самым большим огорчением для которого был выговор от начальства. Осевшего в Донецке немца Пауля и вовсе вел по жизни лишь азарт охоты за дорогостоящими «артефактами» военных времен. Бездумно скользящие по жизни приятели, отправившись в «археологическую» экспедицию, внезапно оказываются в горниле давней войны, беспомощные, как котята. В отличие от героев многих других историй о «попаданцах» у них нет особых преимуществ и полезных знаний, а те, что есть, почти неприменимы – попробуй спаси тяжелораненого, если нет даже бинтов, а современный металлоискатель может помочь искать мины, но у него не вечная зарядка. Да и ведут парни себя совсем не геройски, им очень страшно. Самое же скверное – любитель военной истории Пауль знает, что всех, кто в этих окопах, и их в том числе, скоро ждет неминуемая смерть. Впрочем, знают это без всяких посланий из будущего и сами бойцы и командиры, но также они знают, что их сопротивление даст немного времени тем, кто позади.
Если расчетливый Пауль быстро придумывает хитрый план, который может помочь им выжить и вернуться в свое время, то Сергей все больше чувствует родство с окружающими его бойцами – всеми, не только своим совсем молодым дедом – и понимает, что не в силах их бросить, не в силах надеть немецкую форму даже для маскировки. Но и Пауль в итоге не может оставить друга на верную смерть и помогает ему бежать из уже захваченного немцами окопа. А потом, прожив долгую жизнь в прошлом, делает все, чтобы подарить ему шанс. И хотя сюжет оставляет много недоговоренностей – например, неизвестно, убивал ли потом Пауль таких же русских парней, только незнакомых – понятно, что прежним циником он вряд ли остался. Тем более не останется прежним Сергей, хотя, как именно изменится его жизнь, тоже неизвестно. Но благодарность погибшим за Родину теперь будет с ним навсегда. Вот именно этим – ощущением единства со своей страной, с ее страшным и неплакатно героическим прошлым, а значит, и с ее настоящим, которое сумели передать авторы, – и ценен фильм Блиндаж. Остается лишь пожалеть, что сюжету не хватило стройности и элементарной достоверности для того, чтобы эти мысли и чувства стали более убедительными.