«Песочный человек»: о снах, яви и человечности
Имя Нила Геймана на обложке или в титрах – это почти стопроцентная гарантия чего-то интересного, с долей безумия и экстравагантности, цинизма и даже «жести», но с непременно позитивным послевкусием. Речь не о приторно-послеобеденном позитиве, а о чем-то похожем на концентрированный шоколад без сахара, темный, твердый и горький, еще и с перцем с кусочками каких-то экзотических фруктов, какие не каждому понравятся.
Но в качестве средства от «дементоров» уныния и отчаяния эта штука годится в лучшем виде.
Тема «антропоморфных персонификаций» - аллегорий, божков и богов, созданных могущественным человеческим воображением и потребностью придавать абстрактным идеям формы и имена – у Геймана, как и у его коллеги и былого соавтора Терри Пратчетта, одна из любимых. Самое интересное, что и в «Американских богах», и в других подобных историях, в отличие от пресных саркастических писаний вульгарных безбожников, боги и прочие мифологические сущности, хоть и являются как бы вымышленными, при этом предстают живыми и настоящими, способными любить, страдать, радоваться, верить и надеяться.
Сериал «Песочный человек» снят для Netflix по мотивам комиксов, созданных по сценарию Геймана для компании Vertigo, неформальной и открытой для экспериментов «дочки» DC, той самой, что выпустила, среди прочего, «Сладкоежку» Джефа Лемира, тоже недавно экранизированного. Если кто не знает, герой по прозвищу Песочный человек появляется в комиксах DC не в первый и не во второй, а в третий раз.
Две первые «супергеройские» версии были довольно банальны и, что называется, не взлетели. Ироничную дань этому своеобразному «детству» Песочного человека создатели сериала отдали в той части, где затерроризированный мальчуган-приемыш в своих снах превращается как раз в такого героя в ярком трико.
Перезагрузка образа, которую осуществил Гейман, оказалась капитальной и тотальной, а супергеройская история превратилась в философское фэнтези с элементами ужасов. Геймановский Песочный человек – не замаскированный борец со злом, а именно что «антропоморфная персонификация» - Сон как он есть, не то, чтобы божество, но могущественная бессмертная сущность, владеющая собственным царством, где обитают сны, кошмары, а таже архетипы Бессознательного – вроде Каина и Авеля, бесконечно разыгрывающих в разных вариациях историю первого человекоубийства.
Все начинается с того, что в начале 20 века некий оккультист вознамерился пленить саму Смерть, но случайно поймал в свою ловушку ее брата, Морфея, лишив его атрибутов его «ремесла» - вычурного то ли шлема, то ли противогаза (опять же дань самому первому, еще довоенному Песочному человеку), мешочка с песком и исполняющего мечты рубина. В унылом заточении Морфею пришлось провести целый век, пока магический круг не оказался испорчен.
За это время Царство Снов пришло в полный упадок, и вырвавшийся на волю Морфей первым делом отправляется на поиски атрибутов своего могущества, чтобы восстановить разрушенное. Для этого ему придется отыскать женскую версию знаменитого экзорциста Джона Константина (еще один известный персонаж комиксов DC), спуститься в Ад и померяться силами с самим Люцифером, одолеть психопата, одержимого идеей изменить мир. А тут еще беглый кошмар-маньяк с зубастыми ртами вместо глаз так и норовит все усложнить и запутать…
Перипетии сюжета увлекательны, но не в одном экшене дело, главное – это изящная сюрреалистическая атмосфера, умная ироничность и мощный гуманистический мотив, пробивающиеся сквозь темные и кровавые тона. Древнее существо, пережившее столетие полного бессилия и вынужденное ближе познакомиться с миром людей, постепенно становится более человечным, и даже у некоторых злодеев случаются добрые порывы.
Том Старридж, сыгравший главного героя, великолепно вписался в образ, в самом начале пластика его обнаженного худощавого тела буквально завораживает, а нервное бледное лицо Пьеро при всей малоподвижности прекрасно передает накал эмоций. Другие актеры и персонажи тоже на своем месте, проходных практически нет, даже в массовке серийных убийц на съезде «коллекционеров».
Диалоги в сериале, в отличие от многих других шоу, точны, выверены и полны смысла, порой весьма глубокого, а компьютерные эффекты изобретательны и стильны. Из минусов можно отметить разве что обилие так называемой «повестки», порой даже несколько утомляющее. Впрочем, именно в этом сериале, как и, к примеру, в «Роковом патруле», также снятом по мотивам комиксов DC, модные темы выглядят частью общего безумия, а потому не так надоедливы, как могли бы быть.
Также наблюдается некоторый переизбыток цветных актеров, причем, на персонажах цвет кожи никак не отражается, они с тем же успехом могли быть и белыми. Впрочем, это тоже не суть важно, так как перед нами все же не историческая драма и не эпос из жизни светлых эльфов. В общем, странности и небольшие просчеты погоду не портят.
После просмотра остается легкая грусть и поэтическое настроение, а вот кровавые жестокости забываются, как дурной сон. Трудный оптимизм нашего довольно мрачного времени, несмотря ни на что, побеждает. Даже в сумеречной сказке добро остается добром, а зло – злом и компромиссов тут по-прежнему нет, а выбор, на какую сторону становиться, лежит на каждом из наделенных душой и разумом существ, смертном или бессмертном, добром сне или кошмаре, причем, выбор этот приходится делать постоянно.
Зло порождает зло, даже если маскирует эгоизм под благие намерения и высокие порывы, и возвращается к творившему его, так что если решил утопить беспомощных котят, то как бы однажды не проснуться мышкой в когтистых лапах. Доброта же и чистое сердце способны растрогать даже вечные силы миропорядка. Очень хорошо, что это все еще так, а не иначе.