Начните вводить название для поиска
Главная страница Новости кино Взгляд сквозь эпохи: за кулисами сериала «Александр I» — от монархических дворцов до городской суеты, раскрываем тайны создания исторического эпоса о императоре.

Взгляд сквозь эпохи: за кулисами сериала «Александр I» — от монархических дворцов до городской суеты, раскрываем тайны создания исторического эпоса о императоре.

07.06.2024

В конце мая в Санкт-Петербурге проходили съемки исторического сериала «Александр I», созданного при поддержке Института развития интернета. Этот новый проект рассказывает о жизни и правлении императора Александра Павловича, роль которого исполняет Евгений Романцов. Премьера состоится на онлайн-платформе «Смотрим», а затем ленты смогут просматривать зрители телеканала «Россия». Кино-Театр.Ру побывало на съемочной площадке, расположенной в особняке барона Штиглица — уникальной и немного зловещей резиденции, которая редко появляется в российских сериалах о монархах.

В Санкт-Петербурге, благодаря своей богатой исторической и архитектурной базе, созданы великолепные условия для съемок фильмов о российских монархах: дворцы и особняки с уникальными интерьерными решениями предстают перед кинематографистами во всем своём великолепии. Однако в последнее время основные локации стали настолько узнаваемыми, что повторяться становится всё сложнее. Трудно представить новые проекты о Екатерине Великой или Елизавете Петровне, где хотя бы часть сцен не была бы снята в роскошных залах царскосельских дворцов. «Александр I», разумеется, тоже не обошёлся без кадров из Царского села (режиссёр Артем Насыбулин отмечает, что работать в музее — настоящее испытание), однако в его сюжетную канву нашли место и более необычные, экзотичные места. Даже российские императоры нередко сталкивались с квартирным вопросом и затянувшимися ремонтами, ведь в мире, полном роскоши, кривая ремонта зачастую кажется ужаснее пожара.

Выставить на показ странную сторону царского существования удалось благодаря особняку Штиглица — внушительному зданию, некогда изысканному и великолепному, возведённому в конце XIX века на Английской набережной. Судьба этого особняка оказалась непростой: после распада СССР он заброшен, и владельцы не успевают или не хотят инвестировать в восстановление его внутреннего убранства. В настоящее время работы идут понемногу, хоть и без ясных перспектив завершения. Главная лестница, ведущая к парадной зоне, скрыта за лесами, потолки покрыты слоем отслаивающейся краски, из подвалов тянет сыростью и холодом, словно из могилы. Вид это на самом деле унылый, но притягательный. Несмотря на жалкое состояние, особняк Штиглица нашёл свою нишу в киноиндустрии — это уникальный фон для отображения российского царского быта. В сериале «Александр I» он изображает Михайловский замок, в который император Павел (Федор Лавров) въехал ещё до завершения отделочных работ. Тусклое освещение, серые стены, статуи, скрытые в деревянных ящиках — будто гробницы — создают атмосферу мрака, в то время как богатый придворный стол, за которым собирается семью императора, контрастирует с этим холодом и готической атмосферой.

Рассказ о судьбе императора Александра Первого немыслим без упоминания его семейного окружения — ведь он вырос в атмосфере внутреннего противостояния. История «Александра I» начинается с тех пор, как умерла Екатерина Великая, внушившая своим современникам надежды на масштабные преобразования в управлении Россией. Молодой Александр Павлович, которого бабушка видела будущим наследником, — высокого роста, привлекательный и с либеральными взглядами — мечтал о том, чтобы его страна могла вскоре перейти от монархии к республике. Однако власть направил на трон Павел I, который наверняка не разделял подобные идеи: он был сторонником крепкого абсолютизма и хотел держать ситуацию под строгим контролем, предпочитая править железной рукой и отвергая любые радикальные перемены.

*«Без малейшего сомнения, я решил принять эту роль», — делится Лавров. — Мне всегда привлекали сложные, противоречивые персонажи. Охватившись за подготовку, я погрузился в историю, чтобы лучше понять внутренний мир моего героя, его отношения и эпоху, в которой он жил. Для меня важнее всего — его внутренний мир, а не только внешний облик».

Ангелина Поплавская, исполнившая роль супруги Константина — великой княгини Анны Федоровны, обращает внимание на ещё одну грань его характера: ту, которую зачастую трудно заметить за его героическим образом военного лидера и верного соратника. В её исполнении прозрачно намекается, что в сериале её героиня столкнется с суровой реальностью бытовых сцеплений и морального давления со стороны супруга. Однако удивляться тут нечего — их союз изначально был обречён на трудности. «Она была обвенчана с Константином всего в пятнадцать лет, — рассказывает актриса. — Он не выбирал её сам, Екатерина II сама привела к нему девочку и постановила: это — твоя жена. Как же могла жить она, находясь в неприязни к человеку и будучи окруженной его суровостью и деспотизмом?»

Между героическим подъемом и уступками низменным — именно в этой тонкой грани скрыта сложность личности Константина. Здесь проглядывают оттенки эпохи, когда на трон должен был взойти Александр I. Этот император — яркое воплощение своего времени: в юности несущийся за Наполеоном фигуре, в старости — сдержанный реакционер, внутренний ориентир морали, но одновременно человек, неосмелившийся воспрепятствовать покушению на родителя. «Исследовать историю Александра I — настоящее приключение, ведь его многогранная натура почти не раскрыта в кино», — делится режиссер Артем Насыбулин. — «Мне импонирует роль первооткрывателя. Мы сосредоточились на соблюдении исторической правды, много работали с современниками Александра и их мемуарами. Но, чтобы честно признаться, никакое художественное изображение, даже основанное на реальных фактах, не сможет стать чистой документальностью. Это всегда сочетание фактов и фантазии... В этом и заключается истинное творчество и искусство».

В духе недавнего исторического сериала «Царская прививка», доступного в библиотеке сервиса «Смотрим», авторы неоднократно подчеркивают важность исторической точности. Однако, в отличие от строгой документальности, драматургия зачастую берет верх — иногда ради захватывающего сюжета. Создатели проекта «Александр I» не скрывают, что в их рассказе есть сцены, которых стоит воспринимать скорее как забавные исторические анекдоты. Тем не менее, даже самые условные моменты должны гармонировать с духом эпохи и не выходить за рамки общего настроения повествования. За этим следит дипломированный исторический консультант Андрей Малов-Гра, его миссия — помочь актерам проникнуться характером своих персонажей. Например, портрет императора Павла позволяет понять его характер через необычный факт: правитель России носил парик с длинной косой, вшитой внутрь, чтобы при необходимости защитить спину от удара — в случае нападения, его стальной стержень в волосах служил экстренной защитой.

Энергия и душевное тепло Евгения Романцова настолько поглотили образ своего героя, что он ласково называет императора просто Сашей. «Я полностью вжился в эту роль, — признается он. — Александр — человек с невероятным сердцем и высоким духом. Некоторые реформы ему удалось завершить, а некоторые он только начал, но его честность и отношение к народу говорят гораздо больше. В условиях строгих правил и древних традиций, он сохранил свою открытость и чуткость. Для меня удивительно, что при всех испытаниях он не потерял эти качества на протяжении всей жизни».

В первом сезоне сериала «Александр I» актеру предстоит пережить лишь небольшой отрезок жизни исторического монарха — всего одиннадцать лет, охватывающих момент после кончины Екатерины Великой и до подписания Тильзитского мира с Наполеоном (в роли французского императора — Юрий Чурсин). Однако именно за этот короткий промежуток истории рождается одна из самых ярких страниц российской эпохи: закулисные интриги, опасные покушения, внутренние распри, а также сложный выбор правителя, стремящегося к благополучию своей страны, но сторонящегося глубоких реформ. Именно благодаря этим событиям Александр стал личностью, которая продолжает притягивать и вдохновлять людей своим уникальным обаянием и сложностью характера.

По материалам

Комментарии к статье

Комментарии пока отсутствуют...
Оставьте свой комментарий